<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава II.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 18. Правовое государство и гражданское общество

Вспомните:

 

 

какова роль государства в обществе? Что такое право? В чем суть идеи естественного происхождения прав человека? Как с позиций правоведения трактуется гражданское общество?

Государство, как вы знаете, способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Исторически проявилось стремление государства к неограниченному расширению властного пространства, навязыванию большинству своей воли. Известно, что многие мыслители прошлого задумывались о том, как поставить государство на службу обществу, оградить его от различных злоупотреблений. На эти вопросы давались разные ответы. Одни полагали, что в принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна. Другие исходили из того, что государственная власть должна быть сильной, ее вообще не нужно ограничивать. Третьи, напротив, стремились к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению. Представители четвертой группы заявляли, что лекарством от болезней власти является право. Эта точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724–1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества. Рассмотрим эти явления более подробно.

СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

К концу XX столетия в ряде стран (ФРГ, США, Франция и др.) были созданы типы правовых и политических систем, во многом соответствующие идеям правовой государственности. На основе теории и обобщения исторической практики ученые выделяют признаки (принципы) правового государства, отличающие его от государства вообще, других типов государств.

Иммануил Кант для обозначения своей модели употреблял термин «правомерное государство». Термин «правовое государство» утвердился в научной литературе позже, в первой трети XIX в.

Основополагающий принцип правового государства – верховенство права в обществе. Он означает решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона. Право имеет наибольшую возможность выражать общественные интересы, облекая их в форму законов. Право детально регламентирует компетенцию органов государства. Право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм), носит формально определенный (письменный) и общеобязательный характер.

Верховенство права предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. Например, в 90-е гг. в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов.

Однако правовое государство цементирует не столько угроза применения санкций, сколько согласие большинства людей добровольно исполнять предписания законов. «Без подчинения себя некоему высшему обязывающему началу, общество, – как отмечал русский философ П. И. Новгородцев,– подвержено самоуничтожению и разрушению».

Подчеркнем, что право лишь тогда становится правом, когда ориентируется на права человека и закрепляет их в законах. В противном случае законы могут иметь противоправный характер и вряд ли вызовут уважение граждан. Иными словами, в правовом государстве должны действоватъ правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие права человека.

Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность – еще один признак правового государства. Наивно думать, что эти права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу совести, мысли, слова и пр.) дарует человеку государство. Они принадлежат ему от природы и являются поэтому естественными и неотчуждаемыми. В правах человека выражена его свобода – возможность действовать в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной).

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т.е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более покушаться на нее. Иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И.А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен понимать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, которые он должен признать, учесть, уважать.

Для правового государства характерны демократические, соответствующие законам процедуры формирования власти, действует принцип разделения государственных властей. Его сущность в том, что ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждая из них осуществляет только свою, присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другой ветви. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится из силы развития в силу торможения. В правовом государстве верховное положение занимает законодательная власть, ибо именно она облекает в закон политические решения. В качестве гарантии от всевластия какой-либо ветви при их взаимодействии выступает так называемая система сдержек и противовесов.

Правительство осуществляет исполнительную власть. Оно организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (имеет право законодательной инициативы), дает заключения на те законопроекты, которые требуют дополнительных финансовых средств. Возможность выражения недоверия правительству со стороны законодательной власти сбалансирована возможностью роспуска парламента Президентом.

Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды России имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В пределах своей компетенции они рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы власти. В системе разделения властей особое место принадлежит Конституционному суду. Он решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, разрешает споры между федеральными органами власти, осуществляет толкование Конституции.

Президент РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из трех ветвей власти, а обеспечивает согласование их деятельности. Он вправе применять вето в отношении недостаточно глубоко продуманных законопроектов. В свою очередь, законодательная власть может применять в отношении Президента механизм импичмента (т. е. отстранения от должности).

Принимая законы и другие политические решения, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен принцип взаимной ответственности государства и личности. Ответственность государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; в) импичмент. Импичмент – это привлечение высшего должностного лица государства к юридической ответственности. Оно влечет отстранение его от должности по основаниям, установленным Конституцией.

На правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного проступка.

Отметим, что к началу XXI в. с развитием международной интеграции классическая теория правового государства была дополнена новым положением. Его суть – подчинение национальных правовых систем международному праву.

Итак, основными принципами правового государства являются: верховенство права в обществе, разделение государственных властей, взаимная ответственность государства и личности, приоритет норм международного права.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство, как вы знаете, тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели, например в материальном благополучии, семейной жизни и пр.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты, например семью, творческие союзы, потребительские организации и пр. Так складывается гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и групповые) интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.

Напомним, что здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. Они взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством равноправные партнеры.

Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной, политической. Они характеризуют сферы его жизнедеятельности.

Социальная подсистема – это первичный, основополагающий пласт гражданского общества. Она охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и их взаимоотношений, которые представлены двумя крупными блоками.

Первый блок обусловлен удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, здоровье, общении. В рамках этого блока действуют первичные социальные группы: семьи, группы друзей, сподвижников. Между ними складываются более или менее глубокие эмоциональные отношения.

Во втором блоке представлены вторичные социальные группы. Их нередко именуют группами интересов. Люди объединяются в эти группы для совместного проведения свободного времени (скажем, группы занятий спортом, шахматами), совместного решения определенных проблем (например, группы взаимопомощи), выражения и защиты профессиональных, демографических и других интересов.

Подчеркнем, что группы интересов могут иметь организационную структуру и правовой статус. В этом случае они выступают как общественные объединения граждан, например общества рыболовов, филателистов, защитников животных, профессиональные союзы, молодежные организации и т.д. Другие заинтересованные группы возникают стихийно – как реакция на то или иное событие. Они не имеют правового статуса и организационного оформления, а выступают как гражданские инициативы (например, «Каждому двору – детская площадка»). Инициативные группы граждан используют такие средства, как собрания, демонстрации, пикетирования и пр. Следует отметить, что вторичные группы интересов действуют в различных сферах гражданского общества, оказывая на них большое влияние.

Экономическая (хозяйственная) подсистема возникает для удовлетворения главным образом материальных потребностей людей. Здесь действуют частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, частные банки. Основой этой подсистемы выступают собственность, свободный труд, частное предпринимательство. (Объясните почему.) В ней создаются также торговые и другие организации. Однако отношения распределения, обмена и потребления, являясь составной частью экономико-хозяйственной подсистемы, функционируют и в рамках социальной подсистемы (например, союзы потребителей).

Духовно-культурная подсистема призвана удовлетворять потребности людей в образовании, духовном самосовершенствовании, вере, творчестве. Реализация этих потребностей в гражданском обществе осуществляется через негосударственные институты: образовательные, воспитательные, научные, культурные, конфессиональные учреждения. Консолидирующим фактором в духовно-культурной сфере выступают исторический опыт, традиции и обычаи народа, нравственные ценности.

Многие ученые относят к духовно-культурной подсистеме и негосударственные средства массовой информации: радио, телевидение, видео, периодические издания (журналы, газеты). Среди политологов все чаще высказывается мнение, что СМИ следует рассматривать как отдельную информационную подсистему гражданского общества, имея в виду ее сквозной характер.

Политическая подсистема включает, прежде всего, муниципальные коммуны (от лат. municipium – самоуправляющаяся община). Это власть на местах, или местное самоуправление. К политической подсистеме относятся также политические партии и общественно-политические движения, которые, будучи группами интересов, перекидывают мостик между гражданским обществом и государством.

Вместе с тем связь между государственной властью и обществом может осуществляться и через многие другие указанные выше группы интересов. Это происходит в том случае, если заинтересованные группы добиваются решения вопроса на политическом, в том числе государственном, уровне. Например, если профсоюзы требуют от государства своевременно выплачивать зарплату рабочим и служащим госпредприятий и учреждений, то они вступают в политические отношения с государственной властью. Другой пример: общество любителей животных требует от местной власти (самоуправления) построить питомник для бездомных собак, вступая с ней тем самым в политические отношения.

Подчеркнем, что рассмотренные нами подсистемы гражданского общества являются условными, ибо в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В России гражданское общество находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призвана способствовать реформа местного самоуправления.

Напомним, что под местным самоуправлением понимается негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Согласно новому законодательству, органы местного самоуправления формируются на двух уровнях. Во-первых, на уровне городов (городских округов – городов регионального значения) и районов (муниципальные районы). Во-вторых, на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения). В этой связи все территории субъектов РФ разграничиваются между городскими и сельскими поселениями. Из групп поселений формируются муниципальные районы. Для поселений и муниципальных районов устанавливаются отдельные перечни вопросов местного значения. Так, полномочия поселенческого уровня – благоустройство территории, уборка мусора, озеленение, сохранность почтовых ящиков в домах и пр.

Органы местного самоуправления муниципального района решают задачи межпоселенческого характера. Их полномочия разграничиваются с полномочиями органов государственной власти. Например, федеральный центр и субъекты РФ обеспечивают муниципальные районы медицинскими и образовательными услугами. Но на самих муниципальных районах лежит ответственность за ремонт школы или поликлиники.

Города, являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями (т.е. не входящие в состав других муниципальных образований), наделяются статусом городского округа. Они исполняют одновременно полномочия как поселения, так и муниципального района. Таким образом, разные уровни местного самоуправления с учетом их реальных возможностей наделяются разным объемом компетенций.

Новые муниципальные образования должны иметь свои бюджеты, которые формируются из средств налоговых поступлений. Распределение этих средств ориентировано на создание условий для успешного решения местным самоуправлением своих задач, на поддержание наиболее депрессивных территорий.

Вводится также новая концессиональная модель муниципального хозяйства. Суть ее в том, что органы местного самоуправления предоставляют инвесторам возможность вкладывать средства, но оставляют муниципальную собственность (например, ЖКХ) у себя. Такая модель называется инвестиционным соглашением. Инвестор вкладывает средства, получает прибыль, но с истечением срока договора собственность остается муниципалитету.

Подчеркнем, что эффективная деятельность местного самоуправления, разнообразных добровольных объединений характеризует гражданское общество как саморазвивающееся плюралистическое общество. Оно является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее. В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Государство прямо не вмешивается в дела гражданского общества, а обеспечивает условия для его нормальной жизнедеятельности, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь – душно». «Открытое окно» – это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществляется в различных формах. Это медиаконтроль, т.е. контроль со стороны средств массовой информации. Это и партийный контроль, в первую очередь со стороны политической оппозиции. Своеобразной формой общественного контроля является система социального партнерства. Суть ее – в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, советников, консультантов при разработке того или иного властного решения. Оперативная и адекватная оценка общественного мнения, его учет органами власти – важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.

Новой формой гражданского контроля должна стать работа Общественной палаты. Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005 г.), она формируется из 42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представителей общероссийских объединений и 42 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений.

Одна из контрольных функций палаты – проведение экспертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. По замыслу авторов, Общественная палата должна работать с законопроектом на этапе его создания и проводить экспертизу ко второму чтению. Решения палаты имеют рекомендательный характер и рассматриваются в обязательном порядке соответствующими органами власти.

Другой функцией Общественной палаты является осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств. Особое внимание будет обращаться на то, как используются средства, выделенные «силовым» ведомствам и правоохранительным структурам.

Важнейшая задача палаты – поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение. Она призвана обобщать все идеи, возникающие на местах, и представлять их обществу в виде общефедеральных проектов. Иными словами, Общественная палата должна формировать для государственной власти социальный заказ по эффективному управлению обществом и государственному строительству в целом.

Общественная палата должна стать «глазами, ушами и душой» как органов власти, так и общества.

 Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление.

 Термины: социальное партнерство, группы интересов.

Проверьте себя

1) Что понимается под правовым государством? 2) Охарактеризуйте его признаки. 3) В чем сущность и значимость гражданского общества? 4) Что представляет собой система местного самоуправления в России? 5) В каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

2. Граждане развитых демократических стран создают по месту жительства так называемые общества «самопомощи», которые оказывают медицинские и иные услуги больным, престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского общества действуют эти организации? На каком уровне местного самоуправления они возникают? Ответы поясните.

3. Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского общества.

4. В тексте параграфа отмечается, что развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан. Как вы понимаете эту мысль? Раскройте ее на примерах.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями русского философа и правоведа Б. А. Кистяковского (1868–1920) о правовом государстве.

В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не абсолютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положены известные пределы, которых она не может преступать. Такие пределы или границы создаются, однако, не какой-либо другой государственной или хотя бы негосударственной властью, а известными принципами или правовыми отношениями, которых государственная власть не может нарушать. Государство не имеет право стеснять или нарушать субъективные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан, иначе как по суду. Этот неприкосновенный характер некоторых субъективных прав отмечается и в законодательстве или путем торжественного провозглашения их в декларациях прав человека и гражданина, или путем особой кодификации их в конституциях. Впервые на европейском континенте декларация прав была провозглашена французским Национальным Собранием в 1789 г., затем она была принята с некоторыми изменениями и дополнениями почти во все конституции европейских народов.

Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Философия и социология права / Сост. В. В. Сапова. –СПб.: РХГИ, 1999. – Т. 23.– С. 536.

 Вопросы и задания к источнику:

1) В чем выражается правовой характер государственной власти? 2) Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? 3) Приведите примеры этих прав. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве? 4) Опираясь на ранее изученные знания, назовите документ, в котором провозглашенные права человека рассматриваются в качестве современных международных стандартов.

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика