<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава II.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 27. Политический процесс

Вспомните:

 

 

политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?

В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели характеристики и основные особенности различных политических систем и политических режимов. Вместе с тем понимание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического процесса.

В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют политический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно-функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический процесс».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При всех различиях существующих ныне подходов и теоретических интерпретаций политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате воздействия целого комплекса разнообразных внутренних и внешних факторов. Если режим – это совокупность норм и правил, в соответствии с которыми функционирует та или иная политическая система, то понятие «политический процесс» позволяет анализировать реальные связи и отношения индивидов, групп, институтов власти, государства в процессе отправления ими своих ролей и функций в рамках системы и в борьбе за реализацию собственных интересов и целей. В этом смысле политический процесс демонстрирует своего рода механику функционирования политической системы, является ее динамической составляющей. Политический процесс позволяет понять, как и где именно в ходе функционирования политической системы возникают кризисы, способные привести к ее эволюции или распаду.

Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей. Разумеется, характер и конкретное содержание политического процесса во многом определяются особенностями политической системы и существующего политического режима. Демократической политической системе соответствует тип политического процесса, при котором имеет место активное участие граждан в управлении государством. В рамках демократического политического процесса гарантируется обеспечение основных прав и свобод личности. Что касается авторитарных и тоталитарных систем, то присущий им политический процесс исключает реальное политическое участие граждан, свободу выбора политических властей и соответственно политического курса государства.

При нормальном функционировании политической системы политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации граждан, отработанными механизмами принятия решений. Для многих политических процессов вообще характерна цикличность, повторяемость. Например, в СССР съезды КПСС определяли задачи не только партийного, но и государственного строительства (как правило, на пятилетний срок). Тем самым задавался определенный ритм политических процессов в рамках политической системы в целом. В рамках демократических систем цикличность политического процесса проявляется прежде всего в ходе подготовки и проведения выборов. Если не брать в расчет возможность досрочных выборов, так или иначе связанных с чрезвычайными обстоятельствами, то электоральный процесс оказывается теснейшим образом увязан с вполне предсказуемыми по срокам избирательными циклами.

В условиях кризиса, перенапряжения политической системы той или иной страны, которые сопровождаются утратой популярности властей предержащих, легитимности режима, а иногда и всего политического сообщества (когда под вопрос ставится сам факт целостности страны), политический процесс также дестабилизируется, приобретает новые черты. В рамках демократических систем нестабильность наиболее ярко проявляется в резких колебаниях предпочтений избирателей в ходе выборов, в большой популярности политиков, занимающих крайние позиции (крайне правые, левые радикалы, крайние националисты, фундаменталисты). Кроме того, в кризисные моменты резко активизируется оппозиция; проводимый правительством политический курс подвергается жесткой критике со стороны оппозиционных сил и СМИ. В обстановке, когда почти каждое властное решение становится предметом ожесточенной публичной полемики, резко снижается эффективность предпринимаемых правительством мер. Одновременно ослабевает регулирующая роль моральных и правовых норм.

Кризисная ситуация может привести в конечном счете к распаду системы (социальная революция) либо, напротив, к мобилизации ее адаптационных возможностей, что позволяет найти ответы на вызовы эпохи. Так, социальный кризис 30-х гг. XX в. и Вторая мировая война привели к становлению в странах Запада так называемого социального государства, характеризовавшегося усилением внимания к проблемам социальной защиты населения, общей демократизацией политической сферы. Это позволило на протяжении десятилетий обеспечивать широкую общественную поддержку существующих политических режимов и либерально-демократической системы в целом. Однако адаптация к требованиям и мобилизация поддержки не гарантирует процветания на все времена. В 80-х гг. XX в. на гребне так называемой неоконсервативной волны и в условиях кризиса уже самого социального государства были предприняты радикальные меры по ограничению государственного регулирования и высвобождению предпринимательской инициативы. Это позволило не только поддержать стабильность системы в целом, но и создать достаточно эффективную модель экономики, отвечающую потребностям перехода к постиндустриализму и информационному обществу.

В рамках авторитарных и тоталитарных систем наиболее ярким проявлением кризиса и неспособности системы нормально функционировать становятся активные выступления народных масс, приводящие либо к распаду системы в целом, либо к ужесточению режима и применению насилия для подавления проявлений инакомыслия. Иллюстрацией неспособности соответствовать требованиям момента и крайне низкой адаптивности системы к требованиям внешней и внутренней среды стала история СССР и стран Восточной Европы в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Негибкость и нереформируемость системы привели к тому, что в странах Восточной Европы она была сметена волной «бархатных революций», а в СССР и Югославии и вовсе привела к распаду страны.

В каждой политической системе существуют определенные механизмы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству. Этот процесс именуется артикуляцией интересов и требований. Он может принимать самые разные формы. Самая простая из них – обращение индивида с прошением или заявлением к тому или иному местному или правительственному чиновнику. Эта форма артикуляции интересов присуща даже самым примитивным политическим сообществам. Однако в крупных современных политических системах механизмы артикуляции требований чрезвычайно разнообразны – от различных форм публичного проявления протеста (пикеты, митинги, петиционные компании и т. д.) до использования Интернета. Интересы и требования активно озвучиваются и лоббируются многочисленными заинтересованными группами и группами давления.

Агрегация интересов – это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране. Агрегация интересов может осуществляться множеством способов. Чрезвычайно важную роль при этом играют политические партии. Каждая партия выступает в политическом процессе в качестве сторонника определенных политических мер и решений тех или иных злободневных проблем, пытаясь получить максимальную поддержку своих программных требований. Даже в тоталитарных системах единственная партия нередко пытается мобилизовать поддержку граждан для укрепления своих позиций. Партийные лидеры вынуждены реагировать на требования различных организованных групп потенциальных избирателей (профсоюзов, организаций предпринимателей, внутрипартийных фракций и т.д.) и вносить корректировки в политические программные установки своих партий. Одна из важнейших функций партий в политической системе – мобилизация поддержки в пользу конкретного политического курса или кандидатов – непосредственно связана с агрегацией интересов.

Выработка политического курса является ключевым моментом политического процесса. Решающая роль в этом принадлежит властям. Этот этап включает сбор органами власти соответствующей информации, рассмотрение альтернатив, разработку конкретного плана действий. Именно на этом этапе политического процесса в полной мере проявляется значение борьбы за власть в рамках политической системы. Политическая сила, находящаяся у власти, а отнюдь не оппозиция, как бы влиятельна она ни была, принимает решения по ключевым вопросам политической, экономической и социальной жизни. Оппозиция предлагает альтернативный курс, который может утвердиться в случае ее победы на выборах.

Институты государственной власти выступают важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки коллективных целей политического развития. От их деятельности зависит распределение полномочий между другими группами, участвующими в экспертизе или разработке тех или иных решений. Используя авторитет и силу институтов государственной власти, можно на протяжении определенного времени поддерживать даже те цели и нормы, которые не отвечают интересам большинства и расходятся с политическими традициями того или иного сообщества. Таким образом, принятие политически обязывающих решений органами государственной власти представляет собой конвертацию (превращение, преобразование) политической власти в управление широким кругом социальных, экономических и политических процессов.

Наконец, еще одним важным этапом политического процесса является реализация и контроль исполнения принятых решений. На этом этапе возникают конфликты между различными социально-политическими силами и бюрократическими группировками, поскольку решения, которые должны воплотиться в жизнь, устраивают далеко не всех субъектов политики. Принципиальный момент как раз и состоит в способности властей добиться адекватной реализации политических решений, нейтрализовать влияние противоположных тенденций и обеспечить поддержку со стороны граждан. Выбор стратегии – от популистской апелляции к общественному мнению до попыток это мнение полностью игнорировать – зависит от рациональной оценки собственных ресурсов и возможностей, их достаточности для проведения намеченной линии поведения и реализации заявленных целей.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Политический процесс многогранен. Он охватывает широкий круг явлений и включает в себя как базовые политические процессы (политическое участие граждан и государственное управление), так и более частные, но не менее важные процессы, связанные с формированием политических ассоциаций (партий, политических организаций, групп интересов), развитием местного самоуправления и т. д. Всю совокупность политических процессов принято классифицировать на основании следующих критериев: сфера действия, продолжительность и значимость для общества, публичность.

С точки зрения сферы действия принято выделять внешне- и внутриполитические процессы. При этом внешнеполитические процессы определяются интересами и целями государств, негосударственных субъектов мировой политики, соотношением сил в мире, в его отдельных регионах, а также другими факторами. Внутриполитические процессы напрямую связаны с типом государственного устройства, характером политических режимов, типом лидерства, составом правящей элиты.

В зависимости от временных характеристик политические процессы принято подразделять на долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой, становление институтов демократии и т. д.) и непродолжительные (избирательные кампании, митинги, кампании по пикетированию или блокированию деятельности органов государственной власти и управления).

По степени открытости принято выделять публичные и непубличные процессы. Первые характеризуются тем, что интересы участников процесса проявляются совершенно открыто. Так, например, в рамках демократического избирательного процесса интересы участников четко формулируются в программах партий и движений, выявляются в ходе голосования на выборах. Непубличные процессы связаны со скрытыми действиями участников, направленными на изменение соотношения сил и достижение собственных целей нередко вопреки существующим конституционным и правовым нормам. В качестве иллюстрации можно привести активное вмешательство в политику силовых структур или специальных служб в авторитарных политических системах или в странах, где гражданский контроль над органами безопасности недостаточно эффективен.

В зависимости от характера общественных перемен принято выделять такие типы общественно-политических процессов, как избирательный процесс, революция, контрреволюция, реформа, восстание, мятеж, политическая кампания, прямое действие в политике. Каждый из них характеризуется собственной динамикой и закономерностями развития.

В предыдущих темах вы узнали, что избирательный процесс предполагает периодичность ротации (от лат. rotatio – круговращение) правящей группы на основе зафиксированного в соответствии с определенными правилами волеизъявления избирателей. Результатом избирательного процесса становится не просто адекватное представительство воли народа посредством прямых, всеобщих и честных выборов, но и формирование работоспособных и эффективных органов власти.

Революция, как вы знаете, представляет собой коренное преобразование социального порядка, крушение старой и создание новой политической системы. В ее ходе изменяются принципы легитимности и сами закономерности функционирования политической системы. Революции, как правило, сопровождаются разрушением экономики, колоссальными материальными потерями и даже массовой гибелью людей.

Реформа, напомним, – это постепенное преобразование экономической и политической системы при сохранении ее основ, режимных норм, а иногда и власти правящей элиты. Существенным отличием реформ от революционных процессов является управляемость и поэтапность изменений.

Если в ходе революций и реформ осуществляется преобразование политических систем в масштабах всей страны, то восстания и мятежи преследуют чаще всего конкретные цели и протекают на ограниченной территории. Отличительной особенностью мятежав при этом выступает его тщательная подготовка. Он возникает, как правило, в результате целенаправленных действий достаточно узкой группы лиц, однако впоследствии может получить и массовую поддержку.

Политическая кампания представляет собой систему коллективных действий, направленных на изменение структуры власти, формирование органов власти, достижение определенных политических целей или перераспределение различных типов ресурсов. Успех политической кампании зависит от ее активной поддержки со стороны населения. Проявления поддержки могут быть различными – от демонстраций солидарности под лозунгами кампании и сбора подписей в их поддержку до роста числа членов организации, проводящей политическую акцию.

Процессы, в рамках которых граждане могут оказать непосредственное влияние на характер принимаемых политических решений путем проведения митингов, демонстраций, забастовок, традиционно именуются в политологии термином прямые действия. Забастовки, митинги и демонстрации – мощное средство активного включения в политику больших масс населения. Однако их возможности как средства воздействия на политику при нормальном функционировании политической системы и устойчивости режимных норм достаточно ограниченны. Использование яркой, доходчивой символики, звуковых и визуальных эффектов, упрощенного языка блокирует способность участников к рациональному осмыслению ситуации и создает предпосылки для манипулирования сознанием и поведением участников подобных акций.

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Характеризуя особенности политического процесса в современной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от тоталитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, проведение выборов в высший орган власти – Съезд народных депутатов – на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переустройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались делом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены затронули базовые социальные, экономические и политические структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей.

Однако произошедшие преобразования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулировавших различные стороны жизни людей. Серьезно пострадал уровень жизни значительных слоев населения.

В результате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем издержки других революций) породили разочарование и недовольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX–XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общественного мнения наглядно продемонстрировали, что более половины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.

Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пути становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели более четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены права, свободы, честь и достоинство человека. В свете произошедших в стране за последние годы трансформаций перспектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового государства и российских исторических и культурных традиций.

Особенностью политического процесса в современной России является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания условий для развертывания предпринимательства, что соответствует принципам демократии. Но все это сочетается с проявлением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современной России является их «гибридный характер» в большинстве регионов страны. Отличительной характеристикой такого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной.

Таким образом, политический процесс и политический режим в современной России имеют очевидные признаки демократии – регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой системной оппозиции. Но одновременно существующая система отвечает интересам привилегированных групп – старой и новой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опирается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженности, стрессов политической системы страны, которой не хватает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося мира и которой со временем может недоставать массовой поддержки.

Вместе с тем российские реалии дают и повод для оптимизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в повседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демократия, демократический политический процесс в его развитых формах остаются для России делом будущего, перспективы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок самоорганизации людей, институтов гражданского общества.

Модель демократического процесса не может быть навязана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.

 Основные понятия: политический процесс.

 Термины: агрегация.

Проверьте себя

1) Почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы? 2) Какие факторы оказывают воздействие на политический процесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктаторского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте характеристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современной России?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Один из ваших друзей заявляет, что рядовые граждане в нашей стране никак не включены в политический процесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы могли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.

2. Часто можно услышать утверждения, согласно которым партии не играют никакой значимой роли в рамках политического процесса в нашей стране. Насколько обоснована подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

3. Подумайте над тем, какие именно политические процессы протекают в данный момент в вашем родном городе (регионе).

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политологов о политическом процессе.

Выработка политического курса является ключевым моментом политического процесса. Чтобы понять политику государства, мы должны знать, как принимаются решения. …Правительственные учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor – действующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институтов. Не будучи трансформированы государственными чиновниками в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на налоговые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодействия между правительством и гражданами имеет двусторонний характер, включая в себя идущие вверх влияния и требования общества и спускающиеся вниз решения правительства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы могут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непосредственно инициируют и формулируют предложения относительно политического курса.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: Аспект пресс, 2002. – С. 187–188.

 Вопросы и задания к источнику:

1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке политического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика