<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

 

► Что такое государственные финансы?
► Для чего существуют налоги и каковы их функции? Какие виды налогов используют современные государства?
► Налоги как распределительный механизм.
► Какие задачи выполняет государственный бюджет? Как он составляется, из каких источников?




§ 5. Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц и государственных (казённых) предприятий. Государственные финансы – наиболее важная часть финансовой системы страны, которая состоит из различных государственных институтов и организаций (министерства финансов, министерства по налогам и сборам, государственного бюджета, государственного долга, а также региональных и местных финансовых учреждений). Через государственные финансы аккумулируются финансовые ресурсы и реализуется политика государства – общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная.

Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы, которые идут на содержание государственного управленческого аппарата, оборону, органы правосудия, социальную политику, а также на выполнение международных обязательств и участие в международных организациях. Денежные средства поступают в государственный бюджет через различные каналы: налоги, таможенные сборы, рентные поступления, специальные платежи по экспорту и иные ресурсы.

Центральным финансовым органом государственного управления является министерство финансов, главные задачи которого – разработка проекта государственного бюджета, контроль за финансовой дисциплиной в государстве, точным исполнением финансовых обязанностей федерального правительства, оказание содействия региональным финансовым властям. Министерство финансов, как правило, действует вместе с центральным банком, хотя последний является самостоятельным органом и не подчиняется правительству.

Государственный бюджет – это финансовая основа деятельности федерального (в федеративных государствах) или центрального (в унитарных государствах) правительства. В государственном бюджете в полном объёме отражаются доходы и расходы государства. Разрабатывает бюджет министерство финансов, а утверждает парламент, после чего он становится законом (как правило, бюджет принимается на 1 год, хотя были попытки рассчитать его и на более длительный срок – 3 года). Таким образом, государственный бюджет является централизованным денежным фондом.

Бюджетные принципы. В государственном бюджете органически связываются основные финансовые операции: расходы, различные доходы и государственные займы. Все они служат задачам государственной политики. Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учёт по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. В современных условиях закономерностью становится рост государственных расходов. При этом в развитых странах существенно увеличились госрасходы на социальные программы. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные – 44,5, хозяйственные – 6,2, а проценты по государственному долгу – 15,7%. В развитых европейских странах социальная сфера составляет более 50% всех бюджетных расходов.

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три главные функции:

• фискальную, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;

• экономического регулирования;

• социальную, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоёв населения.

Основные расходные статьи госбюджета соответствуют основным задачам государства и обеспечивают их выполнение. Это можно выразить следующей простой формулой:

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферы = Поступление налогов и пошлин.

Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным. Такая ситуация, однако, большая редкость.

Если государство предполагает, что расходы превысят предполагаемые доходы за счёт всех видов налогов и платежей, то говорят о дефиците государственного бюджета. Так, например, в 1994 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 35% (или 50,8 трлн р.). Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом примерно 29%. Начиная с 2001 г. бюджет России стал бездефицитным (в основном благодаря высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям от нефтяных компаний). Бюджет на 2010 г. предусматривал бюджетный дефицит 8%.

Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, при которой предполагаемые государственные расходы меньше доходов от налогов и платежей, т.е. доходы превышают расходы.

Чаще всего в практике правительств расходы превышают доход и бюджеты сводятся с дефицитом и очень редко – с профицитом. В условиях экономической депрессии, когда поступления в бюджет замедляются, правительства становятся на путь эмиссии (печатания дополнительных денег) с тем, чтобы покрыть растущие расходы. Отсюда неизбежная инфляция, расстройство денежного механизма, нарастание общего неравновесия в национальной денежной системе, а затем и в экономике страны.

Государственный долг в мировой практике – явление достаточно распространённое. Государственный долг – это сумма ссуд, взятых государственными органами. Государственный долг может быть двух видов:

• внутренним – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;

• внешним – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений, либо перед иностранными компаниями и банками, ставшими кредиторами государства.

Многие страны мира сегодня отягощены государственными долгами. Так, в США величина долга составляет 80% к объёму ВВП (против 45% в 1990г., что свыше 11 трлн долл.). Госдолг Японии составляет 200% ВВП. Внешний долг России состоит из долгов иностранным банкам частных и государственных компаний, что в 2008 г. равнялось 500 млрд долл. Это обстоятельство в значительной мере усложнило кризисную ситуацию в стране, заставило правительство спасать частные банки и компании, предоставив им более 200 млрд долл. для уплаты той части долгов, которую они обязаны были выплатить в 2008– 2009 гг.



НОВЫЕ СЛОВА

• государственный бюджет

• дефицит и профицит бюджета

• внутренний и внешний государственный долг



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что включают в себя государственные финансы?

2. Как формируется бюджет страны?

3. Какие функции выполняет министерство финансов?

4. Что такое дефицит и профицит бюджета?

5*. К каким мерам прибегает правительство, если планируется дефицит бюджета?

6*. Почему обострилась международная дискуссия вокруг гигантского государственного долга США? Связана ли она исключительно с мировым финансово-экономическим кризисом или имеет более глубокие корни?

7*. Внимание: проблема!

1. За счёт чего накапливается государственный долг?

2. Какие пути преодоления задолженности находят государства?

3. Почему страны-кредиторы иногда отказываются принимать долги стран-заёмщиков досрочно?

4. Найдите в экономическом словаре объяснение понятия «реструктуризация долга».

5. Какие бы вы предложили меры для Греции, у которой размер долга в 2012 г. составил примерно 250 000 евро на каждого гражданина?


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика