(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Предисловие

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т.д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания сути происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Предлагаемый учебник адресован учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на базовом или углубленном уровне. Параграфы, рассчитанные на изучение курса на углубленном уровне, отмечены звездочкой (*).

Вместе с тем данный учебник может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом уровне.

Отбор содержания и логика изложения материала в учебнике приближены к структуре классического курса «Право». Учебник включает 5 частей и 13 глав.

Первая часть — «История и теория государства и права», состоящая из двух глав, освещает историю возникновения и развития государства и права, основные вопросы теории государства и права.

Вторая — «Конституционное право», включающая три главы, рассматривает Конституцию РФ, её роль и значение, основы конституционного строя; законодательную, исполнительную и судебную ветви власти; местное управление; права и свободы человека и гражданина, защиту прав человека; избирательное право, избирательные системы и избирательный процесс.

Третья — «Основные отрасли российского права», состоящая из пяти глав, знакомит учащихся с основами гражданского, налогового, семейного, трудового и административного права.

Четвёртая — «Правоохранительные отрасли российского права», включающая две главы, освещает уголовное право, преступления и наказания, а также вопросы гражданского и уголовного судопроизводства.

Пятая — «Правовая культура» рассматривает правовую культуру, правосознание и правовую деятельность. Эта тема не случайно является последней в курсе, поскольку имеет большое воспитательное значение.

В конце учебника помещён краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, проведению дискуссий, выполнить творческие задания, тесты, проекты или написать реферат.

Завершает учебник перечень интернет-ресурсов.

Как работать с учебником

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. В каждом параграфе приводятся отрывки из официальных документов, произведений правоведов или историков, которые раскрывают и дополняют основной материал и могут быть использованы для коллективного обсуждения на уроке или для самостоятельной работы дома. Очень важные дополнительные и методические материалы помещены после параграфов. Они объединены в следующие рубрики, задания которых способствуют выработке необходимых умений и навыков.

Вопросы для самоконтроля. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, факты и документы, вспомнив пройденный ранее материал. Они помогут вам выработать умения самостоятельно разбираться в трудных вопросах темы, анализировать, делать собственные выводы, приводить аргументы, давать точные формулировки и определения, классифицировать и сравнивать, работать с информацией в разных видах (в том числе пользоваться дополнительной литературой и ресурсами Интернета), принимать решения, опираясь на правовые документы. Задания повышенной сложности отмечены звёздочкой (*).

Это интересно. Цель рубрики, имеющейся в некоторых параграфах, — побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать своё мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда могут совпадать с точкой зрения авторов или обсуждающих проблему.

Информация к размышлению. В этой рубрике дана информация, призванная сформировать у учащихся умения применять свои правовые знания на практике, приводить доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Исследуем документы и материалы. Данная рубрика содержит: во-первых, извлечения из официальных документов, которые необходимы для развития навыков исследовательской деятельности, анализа и работы с правовыми источниками; во- вторых, отрывки из статей и работ известных правоведов, экономистов, историков с целью формирования у учащихся умения оценивать конкретные правовые нормы и выработки правового мышления.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Обсуждаем, спорим. Эта рубрика содержит вопросы и темы для коллективного обсуждения на уроках. Участие в дискуссиях поможет учащимся научиться отстаивать собственное мнение, аргументировать свою позицию, применять полученные знания для оценки практической ситуации и принятия верного решения.

Темы для проектов и рефератов завершают каждый параграф. Для подготовки следует использовать дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы.

Для самооценки полученных знаний по пройденной теме учащиеся могут проверить свои ответы по теоретическому материалу параграфа или прибегая к дополнительной литературе и интернет-ресурсам.

Выявив наиболее трудные для понимания вопросы, следует разобраться в них глубже на уроке с преподавателем, в дискуссии с одноклассниками или дома, привлекая родителей. А также необходимо проанализировать повторно документы, подчёркивая основные положения и составляя к ним краткие конспекты или планы. Это даст старшеклассникам возможность полноценно усвоить сложный правовой материал, чтобы потом использовать свои знания на практике.

Желаем успехов.


Авторы

 

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика