<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава IV.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

§ 36. Защита прав человека в мирное время

Личные, индивидуальные возможности человека защищать свои права незначительны. Намного больше сил и возможностей у организаций правозащитного характера и правоохранительных органов государства, прежде всего у судов. Опираясь на их помощь, человек может надеяться на успех в борьбе с несправедливостью. Рассмотрим сначала международный механизм в области защиты прав человека. Он специально создан для того, чтобы призывы к защите прав человека не оказались пустым звуком.

На защите прав человека стоит международное гуманитарное право (о традиционном понимании этого термина мы поговорим в следующем параграфе). Его нормы закрепляют стандарты в области прав человека, регулируют вопросы сотрудничества в науке, культуре, образовании и др. Фундамент гуманитарного права составляют права человека. Цель международного государственного права – обеспечение гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Одним из принципов международного гуманитарного права является обязанность каждого государства соблюдать и уважать права и свободы человека, и в отношении всех лиц действовать без дискриминации.

В соответствии с Итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 г., наша страна признала примат международного права над внутренним. Поэтому в отечественных законах не должно быть отступлений от стандартов международного права.

Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет Организация Объединённых Наций. В 1946 г. создана Комиссия по правам человека, которая ежегодно проводит свои сессии. Она является главным органом по правам человека. В частности, Комиссия рассматривает заявления, касающиеся прав человека, и анализирует сообщения об их нарушениях.

Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека являются основополагающими документами международного гуманитарного права.

Устав ООН включает принципы о равноправии наций, мужчин и женщин, ценности человеческой личности, недопустимости любой дискриминации (по признакам пола, расы, религии или языка).

В 1976 г. в соответствии со статьёй 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был учреждён Комитет по правам человека (сейчас – Совет). Он призван изучать и анализировать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте; составлять доклады по присланным материалам и рассылать их странамучастницам; разрешать споры между странами-участницами относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту.

Однако деятельность ООН далеко не исчерпывает механизм защиты прав человека на международном уровне. Систематически собирается Конференция по человеческому измерению СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – наследника Хельсинкского совещания 1975 г.).

В Гааге (Нидерланды) работает Международный суд ООН.

Большую правозащитную работу проводит Международная амнистия – неправительственная организация, члены которой собирают информацию о тех, кого репрессировали за убеждения, ведут разъяснительную работу, выступают с протестами против смертной казни, пыток и т.п.

Существуют и другие международные правозащитные организации. Например, в Москве и Петербурге действуют группы Международного общества прав человека. Работают другие учреждения и организации, призванные содействовать просвещению людей в области прав человека. Определённые успехи в защите прав человека есть и в нашей стране. Вспомнив курс «История России», отметим прежде всего, что сейчас движение за реализацию прав человека не является диссидентским (в том смысле, какой ему придавали в 60– 70-е гг. XX в.). Неизмеримо расширилась его социальная база. Стали, например, практиковаться такие классические формы защиты социально-экономических прав, как забастовки, политических прав – шествия и митинги. Значителен вклад в защиту прав человека демократических партий, других общественных организаций («Мемориал», Московская Хельсинкская группа и др.).

Конституцией РФ введена должность Уполномоченного по правам человека. Такие уполномоченные успешно действуют во многих демократических странах.

Надо отметить, что к 1990-м гг. сформировалась новая правовая отрасль – международное право прав человека. Это система норм и принципов международного права, которая регулирует международную защиту прав и основных свобод людей, а также права народов.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте международное гуманитарное право, его функции.

2. Обоснуйте своё мнение, почему основой международного гуманитарного права являются права человека.

3. Объясните, какую роль в защите прав человека играет Комиссия по правам человека ООН.

4. Каковы функции Совета по правам человека?

5. Оцените значение и эффективность деятельности Международного суда по правам человека. Приведите примеры его работы.

6. Что такое Международная амнистия? Чем она занимается?

7*. Проанализируйте, что отличает современный этап движения за реализацию прав человека.

8. Какие общественные организации наблюдают за соблюдением прав человека в России?

9. Охарактеризуйте роль российских государственных органов в защите прав человека.

10*. Приведите примеры из СМИ, иллюстрирующие защиту нарушенных прав человека.

Это интересно

Правозащитное движение началось с отстаивания фундаментальных прав человека: права на свободу мысли, совести, убеждений, на свободное выражение их, на свободу получать и распространять информацию и идеи, права на свободу передвижения. Идеи предопределили неполитический характер правозащитного движения, хотя ему и пришлось, отстаивая их, вступить в борьбу с государственной машиной.

Долгое время правозащитное движение ограничивалось рамками индивидуальных прав и свобод. Нам, правозащитникам первой генерации, оказалось психологически трудно выйти за привычные рамки. Сегодня это необходимо. Необходима реализация прав человека в полном объёме, на уровне, признанном международным сообществом и зафиксированном в международных документах. Такова, вероятно, задача следующих поколений правозащитников. Им предстоит долгий и нелёгкий путь, на котором я предвижу немало скрытых опасностей и препятствий.

О чём речь? С тревогой я наблюдаю сегодня, как политизируется правозащитное движение и тем самым разрушается самый его фундамент, уходит личностное начало. Вновь, как это было не раз на протяжении всей российской истории, появился риск погубить зерно правосознания, едва давшее первые ростки на отечественной почве, приспособить высокие идеи к мелкой злобе дня, «заболтать» их. Задача заключается в том, чтобы попытаться укоренить эти ростки в возможно более широких слоях общества, в пропаганде идей прав человека, как мы их поняли и осознали, идей личных прав и личной ответственности. Только на таком фундаменте можно строить гражданское общество и правовое государство.

(Л. Богораз, правозащитница 1960-х гг.)

Информация к размышлению

В Законе РФ «О полиции» подчёркивается обязанность полиции в своей деятельности не нарушать прав граждан, защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Полиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних – в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учёбы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц. Полиция не имеет права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требует иного.

Исследуем документы и материалы

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
(Извлечения)

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

2. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

3. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной зашиты; c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Обсуждаем, спорим

1. Какие органы эффективнее в защите прав российских граждан – международные или национальные?

2. Почему было создано международное право о правах человека? Обоснуйте своё мнение.

Темы для проектов и рефератов

1. Международное гуманитарное право о защите прав человека в мирное время.

2. Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ: статус, полномочия, функции, примеры деятельности.


<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>

   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика