<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава V.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 24. Конституционное право Российской Федерации

 

Какими факторами обусловлен главенствующий характер конституционного права, в чём особенности его правового регулирования?

Как вы уже знаете, единая система права делится на отрасли, выполняющие специфические функции в различных сферах общественных отношений. Однако среди них есть основная, определяющая отрасль – конституционное право.

Конституционное право Российской Федерации – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих не просто ту или иную однородную группу общественных отношений (что характерно для иных отраслей права), а те общественные отношения, которые можно назвать основными или главными для российского общества и государства. Место конституционного права в системе российского права образно представлено на следующей схеме1:


1 В схеме приведены отдельные отрасли российского права.

Остановимся на характеристике вышеуказанных общественных отношений, раскроем их особенности, характерные приметы или признаки.

Во-первых, эти общественные отношения складываются и существуют во всех сферах общественной жизни: политической, т. е. там, где функционирует Российское государство, его отдельные институты и процедуры; экономической, т. е. там, где осуществляется производство и покупка-продажа всех товаров и услуг; социальной, т. е. там, где реализуется наше право на образование и свобода преподавания (академическая свобода), право на здравоохранение, право на социальное обеспечение в старости, по случаю потери кормильца или наступления инвалидности и т. д.; духовной, т. е. там, где осуществляется право на доступ к культурным ценностям (в музеи, театры, библиотеки), свобода творчества, свобода совести (свобода исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой).

Во-вторых, эти общественные отношения являются наиболее значимыми, или основными, т. е. именно в рамках этих взаимоотношений проявляются естественные права человека, позволяющие ему управлять государством и своим имуществом, свободно трудиться, создавать семью и т. п. Отношения иного плана, весьма важные для конкретного человека, но не имеющие универсального, фундаментального характера, не регулируются нормами конституционного права.

В-третьих, эти общественные отношения обеспечивают единство и целостность российского общества и государства. Ярким примером выступают, пожалуй, отношения, складывающиеся в рамках реализации избирательного права, т. е. права каждого совершеннолетнего гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Какие же общественные отношения отвечают названным признакам или, иными словами, каков предмет конституционного права Российской Федерации?

Это общественные отношения:

• составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, к числу которых Конституция России 1993 г. относит:

– признание и обеспечение государственной защиты естественных прав и свобод человека (ст. 2, 17, 18 и др.);
демократический характер Российского государства (ч. 1, ст. 1, 2 и др.);
правовой характер Российского государства (ч. 1, ст. 1);
– признание принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10, 11 и др.);
республиканскую форму правления (ч. 1, ст. 1 и др.);
федеративный характер территориального устройства России (ч. 1, ст. 1, 5 и др.);
социальный характер Российского государства (ст. 7 и др.);
– признание идеологического многообразия и многопартийности (ст. 13 и др.);
светский характер Российского государства (ст. 14 и др.);
– признание и обеспечение местного самоуправления и отделение его от государства (ст. 12 и др.);

• образующие основы правового статуса (положения) человека в Российской Федерации (эта группа весьма представительна, в российской Конституции содержится более 40 статей, в той или иной форме закрепляющих и создающих государственные гарантии самых различных прав и свобод человека и гражданина, основная часть норм расположена в главе 2 Конституции);

• составляющие основы организации и деятельности Российского государства; в эту группу включаются две относительно самостоятельные подгруппы общественных отношений. Во-первых, отношения, связанные с функционированием России как федеративного государства (например, складывающиеся в процессе взаимодействия федерального центра – парламента Российской Федерации или её Правительства с органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Во-вторых, отношения, связанные с организацией и деятельностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти; каждая из ветвей представлена различными органами, и каждый из государственных органов имеет свою структуру и компетенцию, порядок деятельности (этим проблемам посвящены главы 3–7 Конституции Российской Федерации);

• образующие основы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации (гл. 8 российской Конституции).

На основе классификации групп общественных отношений формируется система конституционного права. Приведённые выше группы дают представление и о субъектах конституционного права, участвующих в указанных общественных отношениях: к их числу необходимо отнести человека (иногда не каждого человека, а только обладающего тем или иным специальным правовым статусом, например депутата парламента или работника органа государственной власти – государственного служащего), орган государственной власти (парламент, правительство, суд), общественное объединение (например, политическую партию, религиозную организацию, а в ряде случаев и иные юридические лица), территориальное объединение (местное самоуправление) и, наконец, государство в целом – Российскую Федерацию и её части – субъекты Российской Федерации.

Субъектом конституционного права Российской Федерации может стать и иностранное государство, например в том случае, если оно решит войти в состав Российской Федерации, ведь в ходе этого процесса его статус иностранного государства какое-то время будет сохраняться. Таким образом, в отличие от иных отраслей российского права нормы конституционного права распространяются на всех субъектов общественных отношений – индивидуальных, коллективных, частных, публичных.

МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Характеристика конституционного права России (как отрасли права) будет неполной, если не раскрыть содержание методов правового регулирования, присущих конституционному праву. В отличие от иных отраслей российского права конституционное право использует все методы правового регулирования общественных отношений, т. е. все способы или средства воздействия на соответствующие общественные отношения.

В зависимости от предписаний Конституции можно выделить следующие методы:

управомачивающий, т. е. метод наделения субъектов права теми или иными правомочиями (например, согласно ст. 73 субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, находящейся вне пределов ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);

– метод дозволения, т. е. метод, позволяющий субъектам тот или иной тип поведения (например, в соответствии со ст. 28 каждый человек может как исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, так и не исповедовать никакой);

– метод запрета, т. е. формирование прямого запрещения осуществлять какую-либо деятельность (так, согласно норме ч. 2 ст. 29 запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства);

– метод обязывания, т. е. формирование непосредственно в тексте Конституции или закона нормы права, содержащей обязывающую диспозицию (например, согласно ст. 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а согласно ст. 58 – сохранять природу, окружающую среду и бережно относиться к природным ресурсам).

Таким образом, конституционное право и в этой части обладает признаком универсальности, его действие не только распространяется на все группы общественных отношений, на все виды субъектов права, но и реализуется при помощи всех существующих методов правового регулирования.

Исходя из названных особенностей можно сформулировать общее понятие конституционного права Российской Федерации. Эта отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса (положения) человека в Российской Федерации, основ формирования и деятельности государственной власти в Российской Федерации, основ формирования и деятельности местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Приведённое выше понимание конституционного права будет неполным, поскольку конституционное право, как и любая другая отрасль права, является одновременно и отраслью юридической науки. В этом смысле конституционное право представляет собой совокупность взглядов и представлений, идей, концепций, или в целом совокупность научных знаний, о конституционном праве Российской Федерации как отрасли права и о регулируемых ею общественных отношениях.

Наука конституционного права Российской Федерации весьма многогранна. Учитывая фундаментальный характер отрасли конституционного права, её универсальность и многомерность, наука конституционного права тесно связана с философией, теорией государства и права. Конституционное право широко использует достижения сравнительного конституционного права и международного публичного права. Не менее тесно связано конституционное право с историей государства и права. Иные отрасли российского права также находятся в постоянном взаимодействии с конституционным правом, используя выработанные им понятия, категории и т. д. в качестве основополагающих для собственного развития. Этот процесс называется конституционализацией текущего законодательства, и после появления Конституционного Суда Российской Федерации он стал значительно более интенсивным.

Особое место в науке конституционного права занимает учение о конституции – совокупность научных знаний о главных законах, существующих в подавляющем большинстве современных государств. Как вы уже знаете, Конституция является важнейшим источником не только конституционного, но и всего российского права. Наряду с Конституцией Российской Федерации систему источников конституционного права составляют федеральные конституционные законы, федеральные законы, решения Конституционного Суда Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации и внутрифедеральные договоры.

Конституция в юридическом смысле слова (т. е. как система логически расположенных правовых норм) представляет собой ядро всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, составляющих его предмет. Конституция Российской Федерации принята, как вы знаете, 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме, и в ней нашли отражение коренные изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в начале 90-х гг. прошлого века. Иными словами, помимо собственно юридического содержания, Конституция имеет и политическое: именно этот акт – концентрированное выражение воли российского народа – учреждает ту или иную государственную форму на некоей территории.

Российская Конституция имеет весьма простую структуру, её текст понятен любому гражданину. Конституция содержит два раздела: первый – основной конституционный текст, второй – заключительные и переходные положения, которые обеспечили вступление новой Конституции России в силу и установили некоторые правила действия норм права, принятых до 12 декабря 1993 г., равно как и действия некоторых государственных органов, уже существовавших на момент принятия новой Конституции.

Основной текст Конституции включает в себя девять самостоятельных глав, каждая из которых устанавливает правовой статус личности или отдельных органов государственной власти. Так, глава 1 определяет основы конституционного строя России, глава 2 – права и свободы человека и гражданина, глава 3 – основы федеративного устройства, а главы 4–7 – основы правового статуса соответственно Президента Российской Федерации, парламента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и судов. Глава 8 посвящена регулированию основ местного самоуправления в России. И только глава 9 не посвящена вопросам регулирования предмета конституционного права, она устанавливает процессуальные правила внесения в Конституцию Российской Федерации поправок и её пересмотра.

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Особая роль Конституции в обществе и государстве обусловлена рядом факторов.

Конституция содержит правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всей правовой системы. Например, конституционный принцип признания и государственной защиты частной собственности (ст. 35) является отправным для целого ряда отраслей российского права: от гражданского (в нормах которого осуществляется детальное регулирование права собственности на имущественные и неимущественные объекты) до уголовного (нормами которого, в частности, осуществляется защита нарушенного права собственности). Этот конституционный принцип лежит в основе ряда норм жилищного, земельного, трудового, административного и многих других отраслей российского права.

Как отмечалось выше, по предмету регулирования Конституция характеризуется и широтой содержания норм, или их универсальностью. Конституционные нормы охватывают своим регулированием практически все сферы жизни общества и государства: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Только Конституция обладает такими юридическими признаками (свойствами), как:

– высшая юридическая сила;
– прямое действие;
– верховенство.

Конституция Российской Федерации согласно части 1 статьи 15 обладает высшей юридической силой. Это означает, что все законы, как федеральные, так и законы субъектов Российской Федерации (включая конституции (уставы) субъектов Российской Федерации), иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а все органы государственной власти, государственные служащие, органы местного самоуправления и муниципальные служащие, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (ч. 2, ст. 15). В случаях выявления такого противоречия действуют нормы Конституции. Решение вопроса о соответствии норм законов и других нормативно-правовых актов Конституции Российской Федерации принимает Конституционный Суд Российской Федерации.

В отличие от советских Конституций, современная Конституция 1993 г. является не декларацией, не красивой красной книжкой, а действующим актом, и это качество появилось благодаря закреплению принципа её прямого действия. До 1993 г. не было возможности, ссылаясь на нормы Конституции (а среди них были и очень демократические: например, статья 57 Конституции СССР 1977 г. провозгласила право граждан обжаловать действия должностных лиц Советского государства в суд), защитить нарушенное субъективное право. Защитить конкретное субъективное право можно было только в том случае, если оно нашло отражение в законе. Такие правовые нормы приводили, в частности, к тому, что обжаловать действия должностных лиц, Советского государства, нарушающих права граждан, практически было невозможно до 1988 г., поскольку только в 1988 г. был принят закон, в котором были установлены основания для обжалования. Сегодня именно благодаря принципу прямого действия Конституции любой гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, а также их объединения самого различного рода могут защитить субъективные права от любого посягательства на них, в том числе от посягательства государства. Защите подлежат как непосредственно закреплённые в Конституции права, так и иные общепризнанные права и свободы человека и гражданина (ч. 1, ст. 55 Конституции РФ). Органы государственной власти (как коллегиальные, так и единоличные), государственные служащие, органы местного самоуправления, муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию и применять законы и иные нормативно-правовые акты, исходя из смысла и содержания конституционных норм.

В соответствии с частью 1 статьи 15 и частью 2 статьи 4 Конституция Российской Федерации обладает верховенством на всей территории Российской Федерации. Иными словами, Конституция Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации без исключения, и остальные акты, в данном случае в первую очередь акты субъектов Российской Федерации, действуют постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации.

Учитывая особый, учредительный характер Конституции, обычно создаются специальные юридические механизмы, предохраняющие её текст от случайных изменений, обеспечивающие её стабильность. В России для этих целей установлен особый порядок изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, связанный с необходимостью получить согласие не только парламента и Президента Российской Федерации, но и не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

Охрану Конституции Российской Федерации, защиту её норм от возможных отступлений от её смысла и содержания на практике обеспечивает ряд органов государственной власти: Президент Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1) Каковы особенности общественных отношений, регулируемых конституционным правом? 2) Что является предметом конституционного права РФ? 3) Назовите и охарактеризуйте субъекты конституционного права РФ. 4) Какие методы правового регулирования использует конституционное право? 5) Какие юридические факторы определяют особую роль Конституции в обществе и государстве? 6) Чем Конституция РФ 1993 г. отличается от предшествующих ей советских Конституций?

Задания

1. Назовите и охарактеризуйте основные юридические признаки (свойства) Конституции и каждый из них проиллюстрируйте примером.

2. Американский государственный деятель А. Гамильтон (1757–1804) считал, что конституция должна состоять только «из общих положений по той причине, что они должны быть обязательно неизменными, потому что не могут предусмотреть возможного порядка вещей». Можно ли сказать, что история подтвердила правоту его слов? В обоснование своей позиции приведите несколько примеров.

3. Существует мнение, что в содержании конституции должно быть отражено только то реальное, что достигнуто страной, государством к моменту её принятия во всех сферах общественной жизни. Проанализируйте с этих позиций содержание Конституции РФ.

4. Проанализируйте структуру Конституции РФ. Назовите те её части, которые представляются вам самыми важными. Ответ аргументируйте.

5. Сравните содержание текста Конституции РФ с содержанием текста конституции или устава вашего региона. Что общего и в чём различие?

6. Гражданин С. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Владелец автомобиля посчитал, что действия ГИБДД нарушили его право собственности, гарантированное статьёй 35 Конституции РФ. ГИБДД представила возражения, в которых указала, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.
Какое решение следует вынести в случае передачи дела в суд? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом, в отличие от объекта административного права?

Мысли мудрых

«Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принять закона без одобрения представителей народа».

А.Ф. Керенский (1881–1970), русский политик, юрист, премьер-министр Временного правительства России в 1917 г.

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика