<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава IV.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

§ 17. Административно-правовой статус гражданина

 

Кто определяет правовой статус гражданина? Существует ли единый механизм, гарантирующий юридическую защиту прав граждан? Кто на территории РФ осуществляет контроль за соблюдением прав граждан?

Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Эти нормы содержатся в различных законах, например в Федеральных законах «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об общественных объединениях»; в указах Президента РФ, например «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и т.д. Кроме того, статус гражданина устанавливается также актами различных органов исполнительной власти.

Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Как мы уже отмечали, под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение в сфере дорожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.

Административная дееспособность – это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность и гражданин в случае совершения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.

(Деликтоспособность – способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.)

ПРАВА ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА

Вы уже знакомы с системой конституционных прав и свобод граждан в нашей стране. Здесь мы подробно остановимся на правах граждан, которые относятся к данной теме.

• В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам РФ. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность по статье 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

• Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В июне 1993 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон установил основные правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства. Именно этим законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.

В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Это конституционное право нашло свое развитие в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Пересечение Государственной границы Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т.д.

Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.

• Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться определенным ограничениям, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объединений – 14 лет, для детских общественных объединений – 10 лет).

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Юридические гарантии и механизмы защиты прав человека в нашей стране были в основном рассмотрены в § 22 учебника для 10 класса. Однако напомним, что важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстанции, и остановимся на этом подробнее.

Конституция РФ сформулировала общие ценностные подходы к охране и защите прав человека. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

27 апреля 1993 г. в России был принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан России. В соответствии с ним можно обжаловать как нормативные правовые акты, так и акты индивидуальные. Статья 6 закона предусматривает, что рассмотрение жалоб в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства. В Гражданском процессуальном кодексе РФ содержится специальный подраздел, посвященный производству по делам, возникающим из публичных правоотношений. В нем регламентировано производство по делам о признании недействительными нормативных правовых актов полностью или в части; производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих.

Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности.

Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушающие права и свободы гражданина, подается либо непосредственно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т.е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования. При обжаловании актов индивидуального характера, например отказ в регистрации общественного объединения, заявление может быть подано в суд как по месту нахождения органа (должностного лица), чьи действия обжалуются, так и по месту жительства гражданина. При обжаловании актов нормативного характера заявление подается в суд по месту нахождения органа (должностного лица), издавшего акт.

Заявление в суде должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Наряду с судебным существует также административный порядок обжалования. Конституция РФ в статье 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ в органах исполнительной власти, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Путем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав.

В действующем законодательстве закреплено право граждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин выбрал неправильный адресат жалобы, его обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.

Решение по жалобе выносится на основе всех материалов и доказательств в совокупности. Решение может не удовлетворить гражданина. В этом случае он имеет право обжаловать его в вышестоящие инстанции или в суд. Следует отметить, что подача жалобы в вышестоящие инстанции не лишает возможности обращения в суд.

В нашей стране, как вы знаете, граждане могут обратиться с жалобой к Уполномоченному РФ по правам человека, который призван осуществлять на территории Российской Федерации контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными актами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. В 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Институт Уполномоченного не заменяет и не вытесняет уже существующие каналы обжалования. Граждане обращаются к Уполномоченному в случае неудовлетворения административным решением, порядком его применения или поведением должностного лица, а также в других случаях, когда нарушаются права заявителя органом государственной власти или чиновником. Жалоба может быть подана не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Уполномоченный осуществляет защиту прав граждан не только на основании фактов, изложенных в жалобе, но и по своей инициативе в случае получения информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан. Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. Если в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан, он обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лиду, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендациями относительно возможных или необходимых способов восстановления прав и свобод граждан. Подобное заключение должно быть рассмотрено в течение месяца и сообщено Уполномоченному о принятых мерах.

Ежегодно Уполномоченный представляет доклад о положении дел в стране с правами человека Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Кроме того, он направляет свой доклад Президенту РФ и в высшие судебные инстанции. Ежегодные доклады подлежат обязательному официальному опубликованию.

Следует отметить, что во многих субъектах Российской Федерации учреждены подобные органы.

Вопросы для самопроверки

1) Что представляет собой административно-правовой статус гражданина? 2) Что такое административная правосубъектность? 3) Когда возникает административная правоспособность граждан и что это такое? В чем заключаются ее особенности? 4) Каковы особенности административной дееспособности граждан? Когда она возникает? 5) Какие права включаются в административно-правовой статус гражданина? 6) Что вам известно о юридических гарантиях защиты прав граждан?

Задания

1. На уроке ученик сказал, что не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку он является недееспособным, так как его возраст 17 лет, а дееспособность гражданина по общему правилу наступает с 18 лет. Какую ошибку в ответе допустил ученик? Ответ аргументируйте.

2. Десятиклассники обратились к администрации школы с ходатайством о получении разрешения на проведение митинга, ссылаясь на статью 31 Конституции РФ, в которой закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Может ли администрация школы выдать разрешение на проведение митинга? Аргументируйте свою позицию.

3. Иванов (17 лет) и его друг Петров (18 лет) решили вступить в молодежное общественное объединение. Однако Иванову было отказано на основании того, что в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общест венных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Выскажите свое аргументированное мнение по поводу отказа Иванову.

Мысли мудрых

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Ж.-Л.Д’Аламбер (1717–1783) французский ученый, философ-просветитель

«Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона».

Ж. де Сталь (1766 –1817), французская писательница

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика