История
 

(К списку лекций)

Внутренняя политика Александра I Павловича

 скачать
(*.pdf, 586 Кб)

«Он всё делает наполовину»
(М.М. Сперанский)

 

1. Современники и историки об императоре и его политике

(Наверх)

Новый XIX век Россия начала с новым императором – Александром I Павловичем (1801–1825 гг.).
И первая четверть этого века прошла под знаком противоречивости.

Противоречивым был и сам император, и его деяния.
Современники и историки не только отмечали эту противоречивость, но и пытались найти её причины.

Начнём с Александра Пушкина, современника тезки-императора.
В 1822 году в своём «Послании цензору» одной строчкой: «Дней Александровых прекрасное начало» он охарактеризовал надежды передовой части общества на российское будущее.
Но уже в последующих произведениях Пушкин выражает разочарование результатами деятельности императора.

В стихотворении «На Александра I», написанном в последние годы правления императора, есть строчки:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел –
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Пушкин иронизирует над пристрастием Александра к военным парадам и разводам, любовь к которым он унаследовал от отца Павла I, и солдатско-прусской обстановки Гатчинского двора, в котором он провёл детство.

Ну а в «Евгении Онегине» (1827–1830) он уже совсем не щадит память об императоре:

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова шатра.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гроза двенадцатого года
Настала-кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но бог помог-стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.

Эпоха Александра I – это ещё и эпоха надежд и разочарований.
Вот несколько оценок историков.

Ключевский В.О.:

«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг».

Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.

Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе».

Ключевский В.О.:

«…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.

В чём заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности… Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили».

Греч Н.И.:

«Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и – человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которою он пошёл в могилу.

Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нём говорили, что он употреблял кнут на вате… »

Соловьёв С. М.:

«Необыкновенно восприимчивый, впечатлительный по природе, в самый впечатлительный возраст он подвергался впечатлению целого рода явлений, небывалых по своей силе, и, когда оглушительное действие их стало прекращаться, началась эта внутренняя тряска, качка, которые не давали покоя и возможности для сосредоточения мыслей и чувств. Впечатление от этой качки могло бы еще ослабевать, если бы молодому человеку можно было привыкнуть мысленно сосредоточиваться на важных занятиях, входить в подробности дел и через это создавать под собой твёрдую почву, вращаться среди действительных, близких, осязуемых отношений. Но таких занятий он был лишён; он осуждён был относиться ко всему или страдательно, или отрицательно».

 

2. Формирование личности Александра Павловича

(Наверх)

Александр Павлович родился 12 декабря 1777 года в правление своей бабушки Екатерины II Великой.

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1787 г. *jpg, 560×700, 106 Kb

Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1787 г.

Детство его прошло на фоне сложных отношений между императрицей и её сыном Павлом, который во избежание конфликтов перебрался в гатчинское имение.
Все свои нерастраченные эмоции императрица-бабка направила на своего внука, для обучения грамоте которого даже составила азбуку, которую в истории назвали «бабушкиной азбукой».

С детства мальчику пришлось балансировать между Гатчиной и Царским селом, что приучило его к скрытности, обману, лести, коварству и предательству.
Александр научился хорошо играть роли, создавать такое впечатление, которое от него ждали.

Екатерина планировала лишить сына Павла права на престол, сделав наследником внука Александра.
С этой целью в 15-летнем возрасте Александра Павловича женили на 14-летней Луизе Марии Августе Баден-Баденской Дурлах (в православии Елизавете Алексеевне).

Монье, Жан Лоран. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1807 г. *jpg, 564×700, 106 Kb

Монье, Жан Лоран. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1807 г.

Незадолго до смерти Екатерина Великая напрямую объявила внуку о своих планах, на что получила письменную признательность.
Но высшие сановники не пошли на нарушение порядка престолонаследия, и в 1796 году, после смерти Екатерины II Великой, её сын Павел I Петрович становится императором, а Александр – цесаревичем.

Отношения между отцом и сыном были непоправимо испорчены, и поэтому неудивительно, что Павел I стал приближать к себе племянника своей жены принца Евгения Вюнтембергского, которого намеревался даже усыновить.
Именно поэтому Александр, зная о дворцовом перевороте против отца, одобрил его, взяв лишь с заговорщиков клятву, не убивать Павла.
Однако император был жестоко убит, и эта вина тяжким грузом лежала на душе Александра.

А.И.Герцен писал про него:

«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень отца».

 

3. Реформы первых лет царствования

(Наверх)

Александр I Павлович вступил на престол в 1801 году 23-летним идеалистом.
Но его идеализму не хватало силы воли и упорства.
Он быстро заражался прогрессивными идеями, говорил о них с откровенным энтузиазмом, но также быстро остывал, если сталкивался с трудностями, которые не умел преодолевать.

Неизвестный художник. Портрет Александра I. Около 1802 г. *jpg, 482×700, 90 Kb

Неизвестный художник. Портрет Александра I. Около 1802 г.

Французский посланник виконт Ла-Ферроне писал в 1823 году о русском императоре:

«Что с каждым днем мне становится все труднее понять и узнать, – это характер самого императора. Я не думаю, что можно было лучше, чем он, говорить языком откровенности и прямоты: разговор с ним всегда оставляет благоприятное впечатление; вы уходите от него в полном убеждении, что этот государь соединяет качества истинного chevalier все качества великого монарха, человека с глубоким умом и одарённого величайшей энергией. Он рассуждает превосходно, аргументы его самые убедительные, он говорит с красноречием и жаром человека убеждённого. Но в конце концов, опыт, история его жизни и то, что я вижу каждодневно, предостерегает вас не слишком доверять всему этому. Многочисленные примеры слабости доказывают вам, что энергия, которую он выражает в своих словах не всегда есть в его характере; но с другой стороны, этот слабый характер может вдруг испытать приступы энергии и раздражения, и такого приступа может быть достаточно, чтобы принять вдруг самые резкие решения, последствия которых становятся неисчислимы…».

C детства лавируя между екатерининским и павловским дворами, Александр в своем правлении боялся опираться на сановников бабки и отца.
Поэтому он составил свой двор из либерально мыслящих друзей своей юности.

При молодом императоре сложился кружок единомышленников – Негласный комитет, в который вошли В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский.

Эти люди вошли в Непременный совет, состоящий из 12 человек, занимавшийся разработкой реформ и имевший право опротестовывать действия и указы императора.

Этот совет регулярно собирался до мая 1802 года, когда министерской реформой был создан Комитет министров, а с учреждением Государственного совета в 1810 году был окончательно упразднён.
Но на первом этапе Непременный совет сыграл важную роль в разработке реформ Александра I.

«Дней Александровых прекрасное начало» было ознаменовано снятием запретов, установленных Павлом I:

 14 марта 1801 г. – именной указ о снятии запрета на вывоз из России продуктов и товаров;
 15 марта 1801 г. – восстановление дворянских выборов;
– именной указ «О прощении людей, содержащихся по делам, производившимся в Тайной Экспедиции» (политическая амнистия);
 16 марта 1801 г. – снятие запрета на ввоз товаров из-за границы;
 2 апреля 1801 г. – восстановление Жалованных грамот дворянству и городам;
– Манифест «Об уничтожении Тайной экспедиции и о ведении дел, производящихся в оной, в Сенате».

Но если говорить о главных направлениях во внутренней политике Александра I, то выделяются:

1) попытки ликвидации крепостного состояния;
2) реформирование государственного управления.

 

4. Реформирование крепостного состояния

(Наверх)

Молодой император не первым из российских монархов задумывался над необходимостью ликвидации крепостного состояния в России.

Его бабка Екатерина II в начале своего правления приказала рассмотреть вопрос «о выгодности вольного труда».
Более того, при разработке «Наказа» она планировала вставить пункт об отмене крепостного состояния, но эти тезисы не прошли дворянской цензуры.
Впоследствии, как мы знаем, «пугачёвщина» окончательно отвратила её от мыслей об освобождении крестьян.

При Александре I закон предусматривал несколько путей освобождения крепостных:

1) получение (покупка) вольной;
2) освобождение в качестве награды за долголетнюю службу (случалось достаточно редко);
3) получение свободы после плена в мусульманских странах;
4) получение свободы выпускниками некоторых учебных заведений.

Но Александр хотел создать законодательный инструмент для массового освобождения крестьян.

Первым своим шагом император прекратил пожалования государственных крестьян помещикам, что широко практиковалось его отцом Павлом.

Одновременно он решил пресечь практику продажи крестьян поодиночке без земли, что разрушало крестьянские семьи.
Уже в мае 1801 года Александр запретил газетам печатать объявления о продаже крепостных.
Но эта попытка окончилась неудачно – в газетных объявлениях крестьян стали «отдавать в наём».

Не был в полной мере реализован и проект покупки имений с крестьянами недворянам при условии автоматического освобождения крестьян купленного имения.

12 декабря 1801 года был издан закон о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами, но без крепостных.
Не изменив положения крепостных, этот закон, однако, лишил дворянства монополии на землю.

В 1802 году граф С.П.Румянцев (сын знаменитого фельдмаршала екатерининских времён) выразил желание освободить крепостных одного из своих имений, для чего он испросил разрешения у императора.

Александр с воодушевлением встретил эту инициативу, исходившую от помещика.

В письме графу император высказал свою признательность:

«Из Монитера, 3 мая 1803 г.: С искренним удовлетворением, я дарую вам то, что вы у меня просили. Для меня ясно, что мотивы, которые вами руководили, принадлежат к тем великодушным порывам отзывчивых и твердых душ, которые во все времена содействовали счастью человечества; к этой дани должного, отдаваемой мною вам, я прибавляю еще надежду на счастливые результаты, которых не может не иметь указ, даваемый мною по вашему представлению; независимо от преимуществ, получаемых теми, к кому он относится, он должен содействовать улучшению земледелия и укрепить на непоколебимых основах общее благополучие: вот за что я считаю своим долгом быть вам признательным; мое расположение принадлежит вам навсегда, и как свидетельство моих чувств я прошу вас принять мой портрет.

С.-Петербург
25 февраля 1803.
Александр
».

Граф С.П.Румянцев получает от императора Александра указ об освобождении крестьян. 1807 г. *jpg, 538×700, 86 Kb

Граф С.П.Румянцев получает от императора Александра указ об освобождении крестьян

Это обращение было использовано императором для издания 20 февраля 1803 года Указа о вольных хлебопашцах.

Указ определял условиями освобождения:

1) добровольность освобождения;
2) освобождение поодиночке или целыми селениями с землёй за выкуп или повинности (указ запрещал безземельное освобождение, т.к. безземельный крестьянин не является налогоплательщиком, и, не имея средств к существованию, будет опасен для государства);
3) договор поступал на утверждение императора (после утверждения крестьяне переходили в категорию вольных хлебопашцев).

1804 год ознаменовался двумя указами.

20 февраля было издано «Положение о лифляндских крестьянах».

Прибалтика – это западный регион Российской империи, где уже давно было запрещено продавать крестьян без земли.
Новым указом за лифляндскими крестьянами закреплялся статус «домохозяев» (пожизненных и наследственных арендаторов, имеющих право выкупать свои земли).
Здесь создаётся слой зажиточного крестьянства, освобождённого от рекрутской повинности и телесных наказаний без суда.

Второй указ в октябре 1804 года давал право выходцам из купечества, дослужившимся до 8 ступени Табеля о рангах, покупать населенные земли, при условии, что крестьяне становятся вольными, и новый владелец заключит с ними договор.

С 1805 года Россия вступила в полосу войн с наполеоновской Францией.

Победоносное завершение войны, по мнению Александра, создало благоприятные условия для возобновления реформаторской деятельности.

Во-первых, в ходе войны распространились слухи о том, что в благодарность за борьбу с французами царь после войны дарует народу свободу.
В таких условиях отсутствие изменений в положении крестьян могло привести к массовому бунту.

Во-вторых, среди офицеров-дворян, побывавших за границей и сравнивших развитие Запада и России, появились сторонники отмены крепостного права, которые могли оказать императору поддержку.

В-третьих, с инициативами отмены крепостного права на своих землях выступили помещики Эстляндии (Прибалтика).

В 1816 году было издано Положение об эстляндских крестьянах, по которому крестьяне Эстляндии становились лично свободными, но земли оставались в собственности помещиков.
Закон предписывал половину помещичьей земли передать крестьянам на основании договоров.

В 1818-19 гг. аналогичные положения были изданы для Курляндии и Лифляндии, готовился проект и для Украины.

Таким образом, Прибалтика, как более развитый регион, тесно контактировавший с Западом, первой отказалась от крепостного права.

Но помещики самой России упорно противились этому.

В 1818 году Александр I поручил разработать сразу три альтернативных проекта освобождения крестьян.

Первый разработал адмирал Н.С.Мордвинов.

Он предлагал безземельное освобождение крестьян за выкуп помещику, вырученные же средства должны были пойти на развитие помещичьего хозяйства..
Размеры выкупа зависели от возраста и соответствующих ему трудовых сил работника: дети 9-10 лет – 100 руб., взрослые 30-40 лет (самые трудоспособные) – 2 тыс. руб., а с 50-ти лет, в связи со старостью и немощью, размеры выкупа резко снижались.

Подобный проект имел серьёзные недостатки, т.к. позволял выкупиться на свободу только зажиточным («капиталистым») крестьянам, к тому же без земли.

Второй проект был представлен А.А.Аракчеевым, с 1815 года ставшим вторым человеком в государстве.

Аракчеев предлагал государству выкупать у помещиков крестьян с землей (по 2 десятины на душу) по ценам, существующим в данной местности.
Однако для осуществления этого проекта государству необходимо было ежегодно около 5 млн. руб., а само освобождение должно было затянуться на 200 лет.

Третий проект принадлежит министру финансов Е.Ф.Канкрину.

В его записке императору содержится целая программа постепенной ликвидации крепостного права, рассчитанная на 60 лет, т.е. до 1880 года:

 1819 год – учреждение комиссии для точного наблюдения за ходом дел.
 1820 год – предоставление крестьянам права приобретать землю и закрепление в их неотъемлемой собственности дома и недвижимости.
 1822 год – реформирование государственных крестьян.
Государственные земли должны быть разделены между крестьянскими общинами, которые, в свою очередь, делят землю между дворами.
Со временем это правило планировалось распространить и на помещичьих крестьян.
Одновременно Канкрин предлагал заменить подушную подать подворовой.
 1825 год – уменьшение и конкретизация крестьянских повинностей и назначение правительством неких мировых посредников, выступающих покровителями крестьян.
 1827 год – предоставление крестьянам права наследования дворами и ликвидация вотчинного помещичьего суда.
 1830 год – учреждение права первородства в имениях с количеством крестьян менее 250 душ, что должно было прекратить дробление имений.
Право первородства – система наследования, при которой поместье отца переходит к старшему сыну.
 1835 год – устройство быта дворовых людей.
 1840 год – определение таксы для выкупа крестьян с землёю и без неё, для чего учреждался заёмный банк.
 1850 год – начало постепенного объявления земли собственностью крестьян.

К 1880 году планировалось окончательное завершение всех выкупных операций.

Все три проекта предлагали очень различные методы отмены крепостного права, но у них есть одна важная общая черта – все они были направлены на защиту помещиков от материального ущерба.

Несмотря на секретность, информация о проектах просочилась в дворянство, которое довольно весомо выразило своё недовольство, что окончательно заставило Александра I отказаться от задуманных преобразований.

 

5. Реформы государственного управления

(Наверх)

Либеральные идеи Александра I шли намного дальше планов отмены крепостного права.

Будучи монархом, он выступал против наследственной абсолютной монархии, способной принять форму деспотии.

Молодой император говорил: «Даровать России свободу и предохранить её от поползновений, деспотизма и тирании – вот моё единственное желание».

Но даже его «молодые друзья» противились ограничению самодержавия, считая, что только имея сильную власть император сможет преобразовать Россию.

Преобразования начались в 1802 году с министерской реформы, основанной на введении принципа единоначалия.

8 сентября 1802 года Александр I подписал Манифест «Об учреждении министерств», которым коллегии Петра I, основанные на коллегиальном принципе управления, были заменены министерствами с единоличным управлением министра.

Всего было создано 8 министерств: военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, статус которого был законодательно закреплён лишь в 1812 году.
Часть коллегий была введена в министерства в качестве департаментов.

Этим же манифестом был подтверждён статус Государственного казначейства как центрального учреждения государственного управления, которому подчинили Экспедицию о государственных доходах.

Одновременно с министерской реформой началась сенатская реформа.

Указом 8 сентября 1802 года «О правах и обязанностях Сената» за этим государственным органом были закреплены высшие административная, судебная и контролирующая власть.

Сенату предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
Более того, министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат свои отчёты, которые сенаторы могли опротестовать.

Правда уже через несколько месяцев из-за попытки Сената опротестовать уже утверждённый императором отчёт военного министра, возник конфликт, приведший к указу от 21 марта 1803 года, запрещающему Сенату опротестовывать вновь изданные законы.
А в 1805 году Сенат был преобразован в чисто судебный орган.
Главным же органом управления становится Комитет министров.

Министерская и сенатская реформы подвели черту под начальный этап реформ Александра I.

Во-первых, император осознал, что ослабление самодержавной власти ведёт лишь к усилению дворянского противодействия его реформаторским планам.
Именно поэтому он склоняется к планам концентрации всей власти в своих руках.

Во-вторых, император понял, что даже его «молодые друзья» настолько тесно связаны с дворянской верхушкой, что не могут служить ему верной опорой.
Именно поэтому он с мая 1802 года всё реже собирает Непременный совет, и всё больше начинает опираться на лично преданных ему людей, среди которых любимец его отца А.А.Аракчеев, а с 1806 годаМ.М.Сперанский.

Варнек, Александр Григорьевич. Портрет М.М.Сперанского. 1824 г. *jpg, 615×700, 102 Kb

Варнек, Александр Григорьевич. Портрет М.М.Сперанского. 1824 г.

Михаил Михайлович Сперанский был сыном сельского священника.

Закончив Александро-Невскую семинарию, он был оставлен там учителем математики.
В поисках дополнительного заработка Сперанский параллельно поступает на службу в качестве личного секретаря к генерал-прокурору А.Б.Куракину.
Но очень скоро он окончательно прекращает преподавательскую деятельность и полностью переходит на гражданскую службу.

В марте 1801 года Сперанский становится статс-секретарем при Д.П.Трошинском, который исполнял работу государственного секретаря при императоре.

А уже летом 1801 года член Негласного комитета В.П.Кочубей привлекает Сперанского к разработке государственных законопроектов.

С 1806 года, после личного знакомства, Александр I начинает приближать к себе Сперанского, поручая ему «личные дела».

План государственного реформирования был изложен Сперанским в 1809 году в записке «Введение к уложению государственных законов».
В основе проекта лежала мысль о принадлежности России к европейской цивилизации и о необходимости поэтапного перехода к конституционной монархии.

Проект Сперанского предлагал внедрение несколько новых для России принципов:

1. Принцип избираемости государственных органов:

 избирательное право с имущественным цензом должны были получить лишь купечество и дворянство, которые должны были выбирать уездные, волостные и губернские Думы;
 вершиной избирательной системы должна была стать законодательная Государственная дума.

2. Принцип разделения властей:

 законодательная власть – выборная Государственная дума;
 исполнительная власть – Комитет министров, подотчётный Государственной думе;
 судебная власть – Сенат;
 вершиной системы государственной власти должен был стать назначаемый и возглавляемый императором Государственный Совет.

3. Наделение гражданскими и политическими правами:

 гражданские права должны были получить все сословия, включая крепостных (например, невозможность наказания без суда), но объём прав зависел от сословия;
 политические права получали только имущие слои.

Сперанский заявлял, что целью закона является защита личности и собственности, и только имущие более всего заинтересованы в защите права собственности.
Кроме того, неимущих больше, чем имущих, и, если им дать избирательное право, то они добьются большинства в законодательной Государственной думе.

Осуществление проекта началось в 1810 году с учреждения Государственного Совета, государственным секретарем в котором был назначен сам Сперанский.

В 1811 году законом «Общее учреждение министерств» была завершена министерская реформа.

Закон конкретизировал функции министерств и установил принцип прямой ответственности министров перед императором.

В начале 1811 года в Государственный совет был представлен проект преобразования Сената.

Сперанский предлагал разделить Сенат на два особых учреждения:

1) Правительствующий Сенат, состоящий из министров с их товарищами (заместителями) и начальниками особых (главных) частей управления.
В его компетенцию входило: обнародование законов; заключение договоров и размещение подрядов на «важные суммы»; доклады императору.

2) Судебный Сенат, половина состава которого назначается императором, а половина избирается дворянами.
Решения Судебного Сената должны были признаваться окончательными и не подлежать обжалованию.
Стоит отметить, что именно планы избрания половины состава Сената дворянами вызвали протест членов Государственного Совета, считающих, что это ведёт к вредоносному ограничению самодержавия.

Несмотря на утверждение проекта преобразования Сената, эта реформа забуксовала и не была реализована.

Недовольство чиновничьего аппарата вызвал и Указ о придворных званиях от 3 апреля 1809 года, предписывающий придворным в званиях камергера и камер-юнкера в двухмесячный срок поступить на государственную службу (ранее эти звания не соединялись с определёнными и постоянными должностными обязанностями, но давали важные преимущества).

6 августа 1809 года был издан Именной Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники».

По нему прекращалась практика присвоения чинов коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс) за выслугу лет.
Для производства в эти чины соискатели должны были представить свидетельство об окончании курса в одном из русских университетов или сдать экзамен на знание русского и одного из иностранных языков, права естественного, римского и гражданского, отечественной истории и элементарных сведений всеобщей истории, статистики Русского государства, географии, математики и физики.

Оба указа были разработаны Сперанским втайне от придворных и чиновников, и их издание вызвало в среде аристократии переполох.
Реформы критиковали прежде всего за то, что для получения чина они исключали наличие опыта и специальных знаний, а требовали общее университетское образование.
Более того, российская действительность привела к тому, что сдача экзамена приняла форму формальности и привела к торговле университетскими аттестатами.

 

6. Реформы в финансовой сфере

(Наверх)

Ещё одним направлением реформаторской деятельности довоенного периода стали финансовые преобразования.

Вследствие войн против наполеоновской Франции, начавшихся в 1805 году, и континентальной блокады, к которой Россия вынужденно присоединилась по Тильзитскому договору 1807 года, финансовая сфера оказалась в плачевном состоянии.

В 1810 году дефицит бюджета составлял 66 млн рублей при доходе в 127 млн рублей.

Сперанский предложил ряд мер для оздоровления финансов:

1) Сокращение расходов всех государственных ведомств и установление за ними жёсткого контроля.
Расходы государственных ведомств были поставлены под контроль министра финансов и Государственного совета, без одобрения которых не мог быть потрачен ни один рубль.

2) Монетная реформа.
Чтобы восстановить доверие к деньгам, Сперанский планировал увеличить количество мелких серебряных монет, которые должны были заменить медные.
За главную монетную единицу был принят серебряный рубль.

3) Развитие внутренней и внешней торговли.
Разработанные Сперанским Таможенный тариф 1810 года и Торговое уложение вводили протекционистские меры, сокращавшие приток иностранных фабричных товаров и облегчавшие вывоз российских товаров.
Тарифы Сперанского обложили огромной пошлиной целый ряд французских товаров, а торговое уложение позволяло английским судам под нейтральными флагами заходить в русские порты.
Это вызвало негодование Наполеона и подтолкнуло его к подготовке войны с Россией, которую он хотел заставить подчиняться антибританской континентальной блокаде.

4) Налоговая реформа.
2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года были изданы законы, значительно увеличивающие налоги (например, подушная подать с 1 рубля выросла до 3).
Но больше всего дворянство, ранее освобождённое от всех податей, возмутило введение налога с дворянских имений.
Причём был установлен прогрессивный налог, т.е. чем больше доход с имения, тем больше размер налога.
С 500 рублей дохода налог равнялся 1%, а с дохода больше 18 тыс. рублей – 10%.

Итогом налоговой реформы стало снижение дефицита государственного бюджета до 6 млн рублей.
Но повышение налогов вызвало недовольство населения, чем и воспользовались консервативные круги, составившие против «поповского выскочки» Сперанского заговор.

Среди заговорщиков были высочайшие особы и высшие чиновники, из которых выделялся Аракчеев.

Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона, и император не выдержал давления.
17 марта 1812 года Сперанский был вызван на аудиенцию к императору, после которой он был отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

18 марта 1812 года в разговоре с князем Голицыным Александр I признался:

«Если б у тебя отсекли руку, ты, верно, кричал бы и жаловался, что тебе больно; у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моею правою рукой!».

На этом реформы в области государственного управления довоенного периода прекратились.

 

7. Конституционные реформы

(Наверх)

Послевоенный период характеризуется попытками Александра I провести в России конституционную реформу.

Конституционализм в России начинался на присоединённых европейских территориях.

По Фридрихсгамскому мирному договору 1809 года, завершившему Русско-шведскую войну 1808–1809 гг., к России отходила Финляндия.
На её территории было образовано Великое княжество Финляндское с широкой автономией и выборным представительным органом власти – сеймом.

Разгром наполеоновской Франции дал новый импульс реформаторской деятельности Александра I.

Во-первых, по решению Венского конгресса 3 мая 1815 года бо́льшая часть территории Герцогства Варшавского была передана Российской империи.

Александр I обещал даровать Царству Польскому (как планировалось назвать эту новую территорию) конституцию и автономные права.

Во-вторых, среди дворян-офицеров, побывавших в Заграничном походе, появились сторонники конституционного развития России (будущие декабристы).

В ноябре 1815 года император подписал Конституцию Польского королевства.

Польша превращалась в наследственную монархию с широкой автономией.
Польским королём был объявлен российский император, но наместником мог быть назначен только поляк.
Законодательная власть сосредотачивалась в руках короля и двухпалатного парламента – сейма.

На открытии польского сейма в марте 1818 года Александр I произнес речь, в которой заявил, что польский опыт надеется распространить на всю империю:

«Устройство, уже существовавшее в вашем крае, дозволило мне ввести немедленно то, которое я даровал вам, руководясь правилами свободных учреждений, не перестававших быть предметом моих забот и которых благодетельное влияние надеюсь я, с помощью Божьей, распространить на все страны, попечению моему вверенные. Таким образом вы мне подали средство явить моему отечеству то, что уже издавна я ему готовлю и чем оно воспользуется, как только начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости…».

В конце 1818 года по поручению императора началась работа над российской конституцией.

Руководство разработкой проекта было поручено бывшему члену Негласного комитета, представителю императора при совете в Царстве Польском в период формирования там конституционных органов Николаю Николаевичу Новосильцеву.

Щукин, Степан Семенович. Портрет Н.Н. Новосильцева. Не позднее 1 сентября 1808 г. *jpg, 575×700, 61 Kb

Щукин, Степан Семенович. Портрет Н.Н. Новосильцева. Не позднее 1 сентября 1808 г.

К 1820 году был подготовлен конституционный проект «Уставная грамота Российской империи», в котором использовались элементы проекта Сперанского и польской конституции.

«Грамота» предусматривала преобразование империи в федерацию, состоящую из 10-12 наместничеств во главе с генерал-губернаторами, управлявшими совместно с местными двухпалатными сеймами.

Центральные власти должны были строиться по принципу разделения властей:

державная власть в руках императора:

«Статья 12.
Государь есть единственный источник всех в империи властей гражданских, политических, законодательных и военных. /…/»

законодательная власть у двухпалатного парламента – Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской палаты:».

«Статья 91.
Да будет российский народ, отныне навсегда имеет народное представительство. Оно должно состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты, образует сенат; а вторую под именем посольской палаты, земские послы и депутаты окружных городских обществ»
.

«Статья 101.
Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма…»

«Статья 114.
Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из Двух департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая под названием палаты земских послов составляется, по назначению государя из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных»
.

исполнительная власть возложена на Государственный Совет:

«Статья 36.
Государственный совет разделяется на общее собрание совета и на правительный совет или комитет министров»
.

«Статья 45.
Исполнение законов возложено, согласно общему учреждению министерств, изданному 25 июня 1811 года, на нижеследующие министерства или главные управления. /…/»

судебная власть окончательно отделялась от законодательной и исполнительной:

«Статья 175.
Суды и лица носящие звание судей, в отправлении обязанности на них возложенной, действуют по законам и независимо ни от какой власти»
.

«Статья 182.
Ведомству верховного государственного суда подлежат исследование и наказание за все преступления в оскорблении величества, за преступления против государства и все противозаконные поступки высших чиновников, которых предание суду зависит от сената, в силу ст. 145, и от общего собрания государственного совета, в силу ст. 42»
.

«Статья 184.
Приговоры верховного государственнаго суда суть окончательные, но исполнение по ним не чинится без высочайшего утверждения»
.

В качестве эксперимента в России было учреждено одно наместничество, а в 1821 году возвращённому из ссылки Сперанскому было поручено разработать «Проект учреждения наместничеств», но до реализации Конституции Новосильцева так и не дошло.

Причин несколько:

Во-первых, противодействие дворянства.

Во-вторых, императора взволновали сообщения о тайных революционных обществах среди дворян-офицеров.

В-третьих, известия о волнениях в военных поселениях.

В-четвертых, оппозиционность польского сейма.

В итоге Александр убедился в мысли, что введение конституции в России может привести к серьёзным потрясениям.

 

8. «Аракчеевщина»

(Наверх)

Последние 10 лет правления Александра I (1815–1825 гг.) вошли в историю под названием «аракчеевщина» (по имени военного министра Аракчеева Алексея Андреевича).

Доу, Джордж. Портрет Алексея Андреевича Аракчеева. 1823 г. *jpg, 612×700, 82 Kb

Доу, Джордж. Портрет Алексея Андреевича Аракчеева. 1823 г.

«Аракчеевщиной» называют политику реакции и отказа от курса либеральных реформ.

Среди признаков можно выделить насаждение палочной дисциплины в армии, ужесточение цензуры, подавление свободомыслия, введение военных поселений.

Самой яркой реформой А.А.Аракчеева стало создание в России военных поселений.

Ещё император Павел I задавался целью, как резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать в мирное для снижения затрат на её содержание.

В период правления Александра I в верхах рассматривалось два варианта.

Первый вариант предусматривал сокращение срока службы с 25 до 8 лет и создание из увольняемых резерва.
Однако при огромных территориях и слабом развитии транспорта в России быстрая мобилизация резервов была невозможна.

Второй вариант предполагал создание воинских частей, совмещавших военную службу с полевыми крестьянскими работами.

Первое военное поселение было создано в 1810 году в Климовском уезде Могилевской губернии, куда ввели запасной батальон Елецкого мушкетерского полка.

В 1817 году Аракчеев был назначен официальным начальником военных поселений.

Поселенные войска формировались из семейных солдат и местных крестьян-мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.
После 45 лет военные поселенцы уходили в отставку, но продолжали нести службу на вспомогательных работах (например, в госпиталях).

«Военные поселяне» должны были совмещать воинскую службу с сельскохозяйственными работами.

Все военные поселения освобождались от налогов и повинностей, но обязаны были снабжать продовольствием действующую армию.

Жизнь военных поселян строго регламентировалась военными офицерами, которые руководили и земледельческими работами, и бытом, и военной подготовкой.
Однако офицеров более всего волновала военная подготовка, что привело к затуханию всякой торговой и ремесленной деятельности.
Да и сельское хозяйство под руководством несведущих в земледелии военных подчас сильно страдало.

Военная дисциплина распространялась и на женщин с детьми.
Даже браки происходили под контролем и по воле военных офицеров.
Командир выстраивал холостых парней и незамужних девушек в две шеренги и, идя между ними, назначал женихов и невест.

Любое неповиновение жёстко каралось вплоть до наказания палками и шпицрутенами (гибкими лозовыми прутами длиною в 2 метра).
Осуждённого привязывали за руки к прикладам ружей и вели между двумя солдатскими шеренгами, и каждый солдат наносил по спине провинившегося удар.
Взрослый человек не выдерживал больше 6 тыс. палок, а назначали до 10-ти тысяч.
Под конец человека уже просто волокли, и последние удары наносились уже по мёртвому телу.

История военных поселений сопровождалась постоянными восстаниями, крупнейшим из которых было выступление в г. Чугуеве Харьковской губернии в 1819 году.
275 человек тогда было казнено по приговору военного суда.

В 1857 году в период правления Александра II военные поселения были окончательно упразднены.

 

9. Причины провала реформ

(Наверх)

Полное осуществление реформаторских замыслов Александра I и М.М.Сперанского привело бы к эволюции российского абсолютизма в направлении помещичье-буржуазной монархии.

Стоит вспомнить, что ранние идеи молодого императора-идеалиста шли ещё дальше.

Незадолго до смерти он скажет: «А все таки, что бы не говорили обо мне, я жил и умру республиканцем».

Но планам не суждено было осуществиться, а сам император впадает в апатию, ударяется в мистицизм и религию и отходит от государственных дел.

Можно выделить несколько причин.

Во-первых, перед лицом противодействия со стороны дворянства император показал неспособность опереться на какую-либо новую силу, заинтересованную в его преобразованиях.

Вспомним, что успех борьбы Иоанна IV Грозного и Петра I с родовитым боярством во многом был обеспечен опорой со стороны дворянства.

Самой заинтересованной в реформах силой в России могла стать буржуазия, но к началу XIX века она ещё не сформировалась.

На горожан же и передовое дворянство Александр опереться не решился.

Во-вторых, непоследовательность реформ.

Гражданские учреждения невозможно привить в общество, бо́льшая часть которого находится в рабстве.

Главным последствием провала реформ сверху стало разочарование либеральной части общества и развитие декабристского движения, склоняющегося к идее преобразований путём революции снизу.



(Наверх)


 
   

© 2011–2018, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика