Краеведение
 

(К списку проектов)


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ИСТОРИИ
ТЕМА: «ЛИСТАЯ СТАРЫЕ АЛЬБОМЫ»

Выполнила: Варнасова Ирина, ученица 10 А класса МБОУ Щелковская гимназия

Диплом I степени XXI Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского (2014 г.)   Грамота XXI Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского в номинации ”Лучшее полевое исследование” (2014 г.)   Грамота XXI Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского ”За использование семейного архива” (2014 г.)   Диплом I степени МОО ОДИ региональной конференции «Перспективный проект» (2013 г.)   Грамота за I место в гимназической конференции «Первые шаги в науку» (2013 г.)  

Варнасова Ирина. XXI Всероссийские юношеские Чтения им. В.И.Вернадского (08.04.2014)

Варнасова Ирина.
XXI Всероссийские юношеские Чтения им. В.И.Вернадского
(08.04.2014)





ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю навещать своих бабушку и дедушку, когда за чашкой чая мы разговариваем о множестве важных и неважных вещей. Во время одного из таких чаепитий разговор пошёл о прошедших годах, о временах юности бабушки и дедушки. Именно тогда я вспомнила о старом семейном фотоальбоме, который давно пылился на полке в моей комнате.

Уже дома перелистывая пожелтевшие страницы, я с интересом рассматривала потрёпанные годами и выцветшие от времени фотокарточки. В основном это были портреты моих родственников, но среди них моё внимание привлекла маленькая (8×5,2 см) чёрно-белая фотография с какого-то городского мероприятия. На фотографии было какое-то скопление людей перед трибуной – вероятно праздник. На заднем плане различалось очертание здания.

*jpg, 900×590, 180 Kb

Дедушка мне рассказал, что эта фотография сделана в нашем городе Щёлково, и долгое время она хранилась у моей двоюродной бабушки, а в наш альбом попала только после её смерти. Поэтому где она сделана и когда, остаётся загадкой.

С этими двумя вопросами я обратилась к своему учителю истории Хусаинову Родиону Владимировичу, который и предложил мне провести исследование, а также самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Актуально ли мое исследование? Если говорить только о глобальных памятниках наследия, то можно затоптать следы тех, кто его нам оставил, и тогда исчезнет память о самих создателях. Даже такие невзрачные фотографии хранят образы давно ушедших людей, чьими потомками и наследниками мы являемся.

Гипотеза: В начале работы я предположила, что фотография должна была быть сделана в районе центральной площади нашего города, так как логичнее всего, что все массовые праздничные мероприятия проводились именно здесь. И по общим внешним признакам (одежда, форма и т.  п.) она сделана после Великой отечественной войны.

Цель: определение места, где сделан снимок и его датирование.

Задачи:

  выделить видимые на снимке объекты и провести исторический анализ;
  провести поиск фотоматериала с данными объектами и известной датой для сравнения и анализа;
  определить круг специалистов, способных дать необходимую краеведческую и историческую консультацию;
  обобщить и проанализировать материал, определить место и дату (или хронологические рамки) фотоснимка;
  довести результаты исследования через сеть Интернета до интересующихся историей родного края.

Для решения этих задач мне больше всего подойдут методы эмпирического характера: наблюдение и описание (изучение видимых объектов фотографии), сравнение (сравнительный анализ различных фотографий, сделанных в разное время на площади Ленина, или Советской), собеседование (общение по проблеме со специалистами и просто людьми старшего поколения).

Я думаю, что результаты этого исследования станут интересными и для рядовых щелковцев, и для краеведческого сообщества, и для учителей, занимающихся краеведческой работой в школах.



ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ: ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

(Наверх)

На первом этапе своей работы я отсканировала фотографию, и, используя компьютерные возможности, изучила её при максимально возможном увеличении. В результате мною были выделены основные объекты исследования, которые могли бы помочь определить место и дату фотографии, а так же были определены методы исследования по каждому объекту:

1)  здание (общение с представителями старшего поколения, поиск в Интернете и анализ старых фотографий, обращение к сотрудникам учреждений, располагающихся в этом здании и в Историко-краеведческий музей);
2)  обрывки лозунгов и портреты (работа с ресурсами Интернета);
3)  кепки и другие элементы одежды, которые возможно датировать (общение с представителями старшего поколения, поиск в сети Интернета).




ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ

(Наверх)

Исследование первого объекта: здание

При изучении фотографии мы видим на заднем плане здание с множеством окон, состоящим, как будто, из двух элементов (слева – 2-этажное сооружение, справа – 3-этажное, с большими балконами на втором и третьем этажах).

Как урождённой щелковчанке мне было нетрудно узнать здание, виденное мною множество раз на площади Ленина. Как рассказали мне мои родители, оно известно как здание Почтамта (несмотря на то, что Почтамта там уже давно нет). Для наглядного сравнения я решила сфотографировать это здание с того же ракурса, что и на старой фотографии.

Щелково. Здание Почтампа. *jpg, 900×590, 180 Kb   Щелково. Здание Почтампа. *jpg, 900×659, 102 Kb

Для начала я выяснила, что сегодня в этом здании располагается редакция радиовещания. Узнав с помощью Интернета телефон, я уговорила встретиться со мной заведующего Налётова Михаила Сергеевича.

В назначенный день я стояла перед моим первым объектом исследования. Теперь я решила внимательно рассмотреть это здание. Прежде мой взгляд скользил по нему, и оно воспринималось только как фон. Теперь же у меня возник профессиональный интерес.

Здание это состоит из двух корпусов: 3-этажный по улице Парковая и 2-этажный по улице Комарова. Здание находится на пересечении двух улиц, именно поэтому и имеет «двойной» адрес.

Щелково. Здание Почтампа. *jpg, 900×492, 66 Kb

Находясь вблизи здания мне сразу бросилась в глаза обветшалость стен корпусов (это говорит о том, что здание давно не ремонтировалось). Затем я стала искать вход в строение, т.к. главный вход в него был закрыт. После обхода здания вокруг вход обнаружился с торца 3-этажного корпуса. Чтобы попасть в редакцию радиовещания, мне пришлось набрать определённый номер на телефоне, находящемся при входе, и связаться с заведующим, а затем ожидать его.

Михаил Сергеевич провёл меня по коридорам (внутри здания очень просторно и светло за счёт большого количества окон и высоких потолков). Он рассказал, что почти за век своего существования здание на площади Ленина (ранее Советской) повидало немало и имеет богатую историю. Долгое время, до конца ХХ века, здание именовало «узлом связи».

Почта располагалась на первом этаже. Во внутренний двор строения заезжали грузовики, рабочие оперативно разгружали их и совершали сортировку прибывшей корреспонденции.

На 2-м и 3-м этажах располагалась электромеханическая декадно-шаговая АТС. Оборудование было очень громоздким, технологии были ещё очень примитивными, и поэтому связь из-за выхода оборудования из строя часто пропадала, и на телефонных линиях был высокий уровень помех. Такую АТС обслуживал большой штат техников и телефонисток.

В здании располагалось лишь телефонное оборудование, а приёмная для посетителей была в помещении по 1-му Советскому переулку, где сейчас находится Щёлковская Художественная галерея. Именно там заказывали переговоры, но сразу редко кто получал возможность позвонить. Сначала абоненту, которому вы хотели позвонить, высылалась телеграмма, в которой указывалось время, когда ему надлежало явиться на свою АТС и ожидать вызова. Нам, поколению мобильных телефонов, это представить очень сложно.

Меня интересовало, в каком году было построено здание, в котором мы находились. Это помогло бы мне определить начальную точку отчёта времени, когда могла быть сделана моя фотография. Но такой информацией Михаил Сергеевич не обладал. Но он позволил мне познакомится с некоторыми материалами из архива редакции радиовещания, среди которых обратил моё внимание на один документ, имеющий отношение к зданию.

Это был Протокол заседания Президиума Щёлковского Райисполкома (районного исполнительного комитета) от 28 ноября 1935 года, в котором идёт речь о переоборудовании данного здания (срезанные фразы я отметила многоточием, но и без них всё прекрасно читается):

«Слушали: 14. Доклад Начальника Связи тов.Степанова о переоборудовании Центрально-Телефон. Станции и Радио-Студии.
Постановили: Считать, что коллектив работников цеха Электро-С <…> Райотдела связи с возложенной задачей справился и телефонная станция системы ЦБ и Радио-узел мощностью 500 ватт пущена в срок т.е. 5 ноября в эксплоата<…>»
.

Протокол заседания Президиума Щёлковского Райисполкома от 28 ноября 1935 года. *gif, 546×800, 102 Kb   Протокол заседания Президиума Щёлковского Райисполкома от 28 ноября 1935 года. *gif, 546×800, 115 Kb

Согласно протоколу здание было переоборудовано, и в строении на 3-м этаже разместилась студия радиовещания и радиоузел. Благодаря резервным источникам электроснабжения теперь при отключении одного кабеля обеспечивалась бесперебойная работа связи и радио. Сигнал исходил по проводам от здания до башни, а затем распространялся и окутывал весь город.

Целый этаж здания ушел вниз, это подвальное помещение стало хранилищем для запасных частей оборудования, инженерных объектов, кабельных линий.

Таким образом, исходя из этого документа, можно сделать вывод, что в 1935 году здание уже существовало. Для более точной информации о годе его строительства я обратилась к Интернету и нашим краеведам. Но и здесь меня ждало разочарование. В Интернете фигурирует – 20-е гг. XX века, Чехерева Г.А. сказала, что, скорее всего, это 30-е гг., а Ровенский Г.В. мог уверенно сказать только, что здание построено в довоенные годы.

Более точно я узнала лишь то, что первоначально был построен 2-этажный корпус, а корпус по ул. Парковая достроен только во 2-ой пол. 60-х гг.

Интересно было узнать о том, что в 70-х гг. XX века на крыше здания красовались огромные электронные часы, которые по размеру составляли почти треть здания. Индикаторами на циферблате были обычные лампы накаливания, которые светились столь мощно, что точное время можно было увидеть даже из микрорайона Заречный. Эти часы создавали определённую атмосферу и уют на площади.

Все, с кем я разговаривала по поводу этого здания, отмечали, что на различные праздники во время демонстраций на его балконы выходили первые лица района с поздравлениями и пожеланиями к народу.

 

Исследование второго объекта: лозунги

Следующими объектами исследования, на которые я возлагала большие надежды, стали лозунги. От первого лозунга на стене здания читается:

«<…>родины, к полной поб<…>».

От второго лозунга, что на трибуне, видно:

«<…>здравствует вождь сов<…> <…>да – великий <…>».

Этот лозунг явно ассоциируется с именем Сталина.

Изначально я предположила, что эти лозунги указывают на празднование Дня Победы 9 мая. И погода, судя по одежде собравшихся, подходит под май. Однако в истории званием «вождя» удостаивали не одного Сталина, но и Ленина, Хрущёва и Брежнева (правда, не так широко, как имя Сталина, период которого связан с культом личности). Но в процессе исследований моя версия оказалась опровергнутой.

В сети Интернета я обнаружила сайт «Коллекция Серго Григоряна» с большой подборкой лозунгов советских времён и полной информацией об их авторах, годах создания и активного использования на массовых мероприятиях. В этой коллекции я нашла два своих лозунга в полном тексте:

1) «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина – вперёд к новому расцвету советской родины, к полной победе коммунизма в нашей стране».
2) «Да здравствует вождь советского народа – великий Сталин!».

Коллекция Серго Григоряна. Скриншот страницы. *jpg, 900×627, 102 Kb

Коллекция Серго Григоряна. Скриншот страницы. *jpg, 900×488, 61 Kb

Оба лозунга использовались с 1946 года и до смерти Сталина в 1953 году. Таким образом мы можем сказать, что диапазон времени создания фотографии: 1946–1953 гг.

С помощью этих лозунгов я попыталась определить, какой же праздник отмечали люди с фотографии. По погоде и по одежде сразу можно исключить два времени года – зиму и лето. Остаются праздники 1 мая, 9 мая и 7 ноября. Как я уже говорила, первоначально я отдавала предпочтению 9 мая, но ни один из лозунгов не упоминает победу в войне. Кроме того, из истории празднования дня 9 мая мне стало известно, что в мой диапазон времени (1946–1953) это праздник отмечался лишь два раза – в 1946 и 1947 годах.

Первый Указ по поводу празднования 9 мая датируется 8 мая 1945 г.:

«Указ Президиума Верховного Совета СССР ”Об объявлении 9 мая Праздником Победы”.

В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества – ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ.
9 мая считать нерабочим днём.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин. Москва, Кремль. 8 мая 1945 года»
.

Второй документ – Постановление, опубликованное в газете «Известия» за 24 декабря 1947 г.:

«В Президиуме Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР постановил:
1. Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая – праздник победы над Германией – рабочим днём.
2. День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днём…»
.

Вплоть до 1964 года, то есть всю «хрущёвскую эпоху» 9 мая оставалось рабочим днем, но как день победы в Отечественной войны оно отмечалось. А вновь нерабочим, праздничным днем 9 мая стало лишь в 1965 г., в первый год нахождения у власти Л.И. Брежнева – в год 20-летия Победы. Если бы лозунги на плакатах были бы о Победе в войне, то с чистой совестью можно было бы считать исследование завершённым, и датировать фотографию 1946–47 гг. Но лозунги явно прославляют октябрьскую революцию 1917 года.

Праздник 7 ноября отмечался в нашей стране с 1918 года. Даже в 1941 году во время битвы за Москву на Красной площади состоялся традиционный парад войск.

Таким образом я сделала вывод, что и погода и лозунги более всего подходят к версии, что на фотографии запечатлено празднования дня Великой Октябрьской революции 7 ноября.

Следующими объектами моего исследования являлись портреты на стене здания. Появилась надежда с их помощью ещё больше уточнить дату фотографии. Но, к сожалению, портреты оказались слишком размытыми, и на них едва ли угадывались силуэты личностей. Поняв это, я решила обратиться в Щёлковский Краеведческий музей, где Голубева Татьяна Васильевна подсказала мне, что на стене этого здания висели портреты членов Политбюро разных лет. С данным запросом я обратилась в интернет, и на сайте Википедии отыскала поименный список всех членов Президиума разных лет с датами избрания каждого в состав Политбюро и выбывания из него. В диапазоне с 1946 по 1953 год была 21 фамилия. Но это мне ничего не давало, и я решила прекратить поиски в этом направлении, переключившись на остальные.

 

Исследование третьего объекта: одежда

При внимательном рассмотрении фотографии моё внимание привлекла одежда людей, запечатлённых в кадре. Они одеты довольно типично и характерно для советского времени: почти у каждого на голове имеется кепка или фуражка, одежда в целом однообразного фасона. Много людей в военной форме. А у фигуры по центру на левом плече явно угадывается офицерский погон, что лишний раз подтверждает версию, что фотография сделана в послевоенное время, так как погоны в Красной Армии были восстановлены только во время Великой отечественной войны в 1943 году.

Из этого списка меня особенно привлекли кепки. Я узнала, что подобные кепки были распространены примерно в 1940-х годах. Это позволяло мне сузить диапазон датирования фотографии до второй половины 40-х гг. (хотя исключать, что в начале 50-х они резко пропали нельзя).

Кепки носили рабочие, служащие, уголовники и мелкая шпана. В Щёлково было много промышленных предприятий и кепки были популярны среди рабочих. Самой модной моделью считалась кепки из серой ткани, типа букле, с маленьким козырьком и с пуговкой на макушке, сшитая из клиньев, почему-то, получившая название «лондонка». Такие кепки восьмиклинки были действительно очень популярны с начала XX века, но не только в Лондоне, а во всей Европе и Америке. Но у нас они были «лондонками». В подобной кепке в 40–50-х гг. обычно стоял на воротах вратарь «Зенита» и сборной СССР Леонид Иванов. Болельщики шутили: «Иванов в кепке – ворота на замке».

Леонид Иванов. *jpg, 379×800, 61 Kb




ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ: АНАЛИЗ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

(Наверх)

В процессе исследования я постоянно искала старые фотографии площади Ленина (тогда Советской площади), чтобы попытаться с помощью сравнения найти какие-либо факты, которые могли бы помочь более точно определить год съёмки моей фотографии. До наших времен сохранилось множество фотографий с различных праздников, на которых видно здание Почтамта с разных ракурсов. На этих снимках я заметила новый для себя объект – памятник Ленину.

1957 г. *jpg, 900×722, 229 Kb    Щелково. Памятник Ленину перед зданием Почтампа *jpg, 900×578, 172 Kb

Щелково. Памятник Ленину перед зданием Почтампа. Рубеж 1950-1960-х гг. 1 мая. *jpg, 900×578, 172 Kb    Щелково. Памятник Ленину перед зданием Почтампа. Рубеж 1950-1960-х гг. 1 мая. *jpg, 900×647, 188 Kb

Щелково. Памятник Ленину перед зданием Почтампа. 1950-е годы. 1 мая. *jpg, 900×593, 180 Kb    Щелково. Памятник Ленину перед зданием Почтампа. 1950-е годы. 1 мая. *jpg, 900×661, 115 Kb

Щелково. Памятник Ленину перед зданием Почтампа. 50-е гг. XX века. *jpg, 523×750, 184 Kb

Я внимательно изучила все эти фотографии и определила место, где располагался этот памятник (прямо перед главным входом в здание). Ещё раз внимательно рассмотрев свою фотографию я поняла, что на ней этого памятника нет, а значит, она сделана до того, как он был установлен. У меня появилась ещё одна «зацепка», на которую я возлагала большие надежды.

Таким образом, уже в ходе работы я сформулировала новую цель – узнать, в каком году был поставлен памятник Ленину перед парадным входом в здание Почтамта.

С таким вопросом я обращалась и к учителям в школе, и в Историко-краеведческий музей к Голубевой Татьяне Васильевне, и в редакцию радиовещания к Михаилу Сергеевичу Налётову, и к краеведам Ровенскому Г.В. и Чехеревой Г.А., но ни один из них не смог дать мне точного ответа. Все знают, что памятник демонтирован в 1972 году и вместо него на площади поставлен новый, который мы можем увидеть и сейчас, но никто не знает, когда его построили. Подобные памятники массово штамповали и устанавливали по всей стране, и, как правило, они не рассматривались в качестве произведений искусства, информацию о которых бережно собирают и хранят.

В ходе изучения фотографий я отобрала три, которые позволяли сделать важные выводы.

На первой фотографии изображены ученики Сталинской школы №8 на Советской площади, и она точно датируется 1957 годом. Так же здесь мы видим информацию, что памятник просуществовал до 1972 года.

1957 г. *jpg, 900×722, 229 Kb

Вторая и третья фотография были обнаружены с помощью моего учителя истории в семейном альбоме одной из бывших его учениц Казачковой Марии.

Щелково. Фото с балкона Почтамта. Из альбома семьи Варенцовых. *jpg, 900×605, 164 Kb    Щелково. Фото с балкона Почтамта. Из альбома семьи Варенцовых. *jpg, 900×605, 193 Kb

Эти две фотографии можно объединить, и получится панорама Советской площади.

Щелково. Фото с балкона Почтамта. Из альбома семьи Варенцовых. *jpg, 1696×700, 254 Kb

Они никак не датируются, но с помощью их анализа можно сделать несколько важных выводов.

При большом увеличении можно разглядеть портреты в руках людей. На них достаточно чётко угадываются портреты Ленина и Сталина, а также портрет Молотова.

       

Вячеслав Михайлович Молотов (настоящая фамилия Скрябин) приблизился к Сталину в 1939 году, когда сменил на посту наркома иностранных дел Максима Литвинова. Молотов был участником англо-франко-советских переговоров 1939 года в Москве, и после их провала подготовил и заключил два договора с Германией: договор о ненападении сроком на 10 лет («Пакт Риббентроп-Молотов») 23 августа 1939 года и Договор о дружбе и границе 28 сентября 1939 года.

22 июня именно Молотову было поручено выступить с обращением к народу. Молотов со Сталиным принимал участие во всех конференциях во время Великой Отечественной войны.

В 1948 году вторым человеком в государстве и преемником Сталина общепризнанно считался Молотов. Выдающееся положение Молотова подтверждалось множеством формальных и косвенных признаков – от его второго после Сталина места в любом перечислении членов Политбюро, его соседства со Сталиным на трибуне Мавзолея Ленина во время парадов и демонстраций до числа выдвижений от разных избирательных округов в качестве кандидата.

В 1949 году жена Молотова, Полина Жемчужная, была арестована по обвинению «за измену Родине и связях с сионистами». По одной из версий, это обвинение было лишь предлогом для ареста жены Молотова. Истинная же причина таилась в желании Сталина проверить, тестировать Молотова на личную преданность вождю. Арест Полины Жемчужной стал началом волны опалы и критики, обрушившейся на Молотова, и 4 марта 1949 года он был освобожден от поста министра иностранных дел. Логично будет предположить, что прославляли Молотова и носили его портреты на митингах до 1949 года, т.е. фотография сделана до этого же года. Следовательно, можно сказать, что памятник Ленину был поставлен до 1949 года, так как он присутствует на данной фотографии.

Значит, мы можем сузить временные рамки съёмки нашего снимка: фотография была сделана в диапазоне с 1946 по 1948 год.




ВЫВОДЫ

(Наверх)

Во-первых, без тени сомнения мы можем утверждать, что фотография сделана на площади Ленина (бывшей Советской площади) города Щелково перед зданием Почтамта.

Во-вторых, с большой долей вероятности можно утверждать, что фотография сделана 7 ноября в диапазоне с 1946 по 1953 год. А учитывая версию с опалой Молотова, этот диапазон можно сузить до 1946–48 гг.

Таким образом, работа логически и практически завершена: задачи, в основном, реализованы, цель достигнута.


(Наверх)


 
 
   

© 2011–2020, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика