Портфолио
 

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ХУСАИНОВА Р.Р.

(К портфолио)

 скачать
(*.pdf, 6,7 Mб)
   скачать
(*.ppsm, 18 Mб)

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
учителей истории
(г.Щелково, 29.03.2018)

Выступление по теме: «Практическая реализация ФГОС ООО и ИКС на примере УМК Торкунова "История России" 6 класс»

учитель истории Хусаинов P.P. (МАОУ СОШ №3 ЩМР МО)



Мы видим, что в настоящее время в России поставлена задача построить новую систему образования, призванную для каждого обучающегося предложить индивидуальные траектории развития, конечной целью которых является успешное вхождение выпускника в современное информационное общество.

Этот процесс сопровождается масштабными изменениями:

 с одной стороны, в педагогической теории;

 с другой стороны, в учительской практике..

Что становится приоритетным в современном информационном обществе?

То же, что было приоритетным в любом обществе, которое готово предоставить своим членам возможность широкой социальной мобильности, и заинтересовано в инновациях во всех сферах.

В древности лидером инноваций, если можно так выразиться, был Китай.

Так еще древнекитайский мудрец Конфуций четко выразил главный принцип, которому должен соответствовать процесс обучения: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю».

И мы снова возвращаемся к этим истинам.

Сегодня перспективы имеет не фундаментально образованный выпускник, а функционально грамотная личность.

В информационном обществе большее значение имеет не владение готовыми знаниями, которые благодаря новым коммуникационным технологиям стали общедоступны, а умение пользоваться знаниями.

Школа должна создать условия, чтобы обучающийся научился понимать проблему, принимать решения и отвечать за них.

Это и лежит в основе ФГОС, фундаментом которых является системно-деятельностный подход в обучении.

Вторым краеугольным камнем фундамента современного образования является историков-культурный стандарт (ИКС).

Этот Стандарт имеет и охранительную и стимулирующую функцию

С одной стороны, он призван заложить фундамент знаний истории, который обезопасит обучающегося от потока недостоверной информации, заполнившего современное информационное пространство.

С другой стороны, на примере исторической роли личности, чему уделено особое внимание в ИКСе, он способен мотивировать обучающихся к самореализации своих способностей, и, таким образом, способствовать формированию активной личности.

Наиболее оптимальным для формирования новых навыков у обучающихся является технология проблемного обучения.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании ситуаций, требующих активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Сильным мотивационным стимулом проблемного обучения является результат работы в виде реального продукта деятельности – решения проблемы.

На уроках истории этот продукт чаще всего представлен в виде устного ответа, что слабо мотивирует современного ребенка к активной познавательной деятельности.

Но современные ИКТ позволяют визуализировать и саму проблему и конечных продукт деятельности, что усиливает мотивацию обучающихся к участию в решении проблемной задачи.

Для этого, в рамках концепции ИКС, для большей эффективности необходимо активнее использовать технологии визуализации истории: иллюстрации объектов, исторические карты, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные проблемные модели и т.п.)

Хочу на нескольких примерах показать, каким образом с помощью современных игровых и ИКТ-технологий можно реализовать проблемные и деятельностные методы обучения в рамках ФГОС и ИКС.

Во-первых, постановка учебно-познавательных и учебно-практических задач на урок.

Во-вторых, практические задания по итогам урока.



ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

(Виды учебных задач на слайде являются гиперссылками-переходами к соответствующим слайдам презентации).


1. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ЕЁ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Реальный продукт деятельности в данном случае представляется в виде опорных планов, схем, графиков, диаграмм, рисунков и т.д.


(демонстрация примера учебной задачи)


2. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.

Реальный продукт деятельности представляется в форме сравнительно-обобщающей таблицы.

(демонстрация примеров учебных задач)

   


3. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ПО АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ (ДОКУМЕНТОВ).

Реальный продукт деятельности представляется в виде обобщения, оценки позиции автора с учетом интерпретации исторических фактов.

(демонстрация примера учебной задачи)


4. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА «НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА», ПРИ КОТОРОЙ ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОД АНАЛОГИИ, ФОРМИРУЮТ ТРАЕКТОРИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОЗВУЧЕННОЙ ТЕМЫ.

Реальный продукт деятельности представляется в виде плана на урок.

(демонстрация примера учебной задачи)


5. УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА НА АНАЛИЗ ФАКТА, СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ.

Реальный продукт деятельности представляется в виде выбора из двух или более альтернатив или точек зрения с аргументированной оценкой.

(демонстрация примеров учебных задач)

   



ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

(Виды практических заданий на слайде являются гиперссылками-переходами к соответствующим слайдам презентации).


1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Соотнесите названия и части жилища.

2) Сопоставьте определения и термины.

3) Выберите сословия, относящиеся к феодалам и разместите их в соответствии с положением в обществе.

4) Соотнесите иллюстрации с понятиями.


2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Подумай логически: как переводится..?

2) Построить логическую схему формирования Древнерусского государства.


3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ПЕРСОНАЛИЯМИ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Вставьте в цитаты из летописи Нестора пропущенные имена.

2) Распределите персоналии в соответствии со взглядами.

3) Определите, в чье правление произошло событие.


4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С КАРТОЙ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Определите финно-угорские племена.

2) Определите русские земли.


5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ДАТАМИ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Установите даты исторических событий.

2) Соотнесите даты и исторические факты.


6. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Найдите на картине деталь, являющуюся недостоверной. Аргументируйте свое мнение.

2) Соотнесите даты и исторические факты.

3) Соотнесите храмы Новгорода с их названиями.


7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАБОТУ С СУЖДЕНИЯМИ.

(демонстрация примеров практических заданий)

1) Верно ли утверждение?

2) Верно ли утверждение?



ПОДЫТОЖИМ

На уроках истории в рамках концепции ИКС для большей эффективности необходимо использовать технологии мультимедиа: иллюстрации объектов, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, видеоэкскурсии.

Таким образом, предлагаемые образовательные приемы в рамках реализации проблемных и деятельностных методов обучения, в сочетании с современными игровыми и информационными технологиями, позволяют развивать у школьников интерес к истории, и достигать хороших результатов в обучении, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, ставя каждого ученика в ситуацию успеха, и в полной мере раскрыть его способности.



(Наверх)


 
   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика