Зворыкин, Борис Васильевич. “Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиева монастыря воззвание к народу“ (1900-е гг.)
*.jpg, 900×576, 139 Kb
© Журнал Московской Патриархии 10-2008 Самый тяжёлый период Смутного времени наступил после завершения осады Троицкого монастыря. Воспользовавшись внезапной смертью Скопина-Шуйского и низложением царя Василия Шуйского, поляки при помощи изменников бояр заняли Москву. Государство потеряло управление и стало распадаться на части. Смоленск был осаждён войсками польского короля Сигизмунда III и в июне 1611 года пал. Новгород находился во власти шведов, которые выставили своего кандидата на русский престол, в Пскове появился самозванец Сидорка, а в Калуге нашёл себе пристанище Лжедимитрий II. В то время во главе Троице-Сергиева монастыря был поставлен архимандрит Дионисий (Зобниковский, преподобный, † 1633). Он стал продолжателем патриотического подвига Патриарха Ермогена. Когда под Москвой собралось первое ополчение под руководством рязанского воеводы, думного дворянина Прокопия Ляпунова, атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого, а в Москве вспыхнуло восстание против польских оккупантов, архимандрит Дионисий и келарь Авраамий послали на помощь москвичам 200 стрельцов и 50 монастырских слуг. Затем они передали ополченцам последние запасы пороха, бывшие в монастыре. Но восстание в Москве было жестоко подавлено, сама столица сожжена, а первое ополчение из-за разногласий между казаками и земцами распалось. Толпы измученных и искалеченных поляками русских людей стекались в Троице-Сергиев монастырь в поисках помощи и пристанища. Сюда же был привезен израненный в московских боях зарайский воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Архимандрит Дионисий развернул активную благотворительную деятельность. На помощь несчастным было решено употребить всю монастырскую казну. Стараниями отца Дионисия в только что построенных больницах и странноприимницах были размещены и обеспечены всем необходимым многие пострадавшие. Преподобный Дионисий также посылал монастырских слуг искать по дорогам и лесам изнемогших от ран и лишений и приводить их в обитель. Троицкий монастырь превратился в огромный приют и больницу, где всем оказывалась помощь. Кроме непосредственной помощи страждущему населению в это трудное время, когда многие пришли в крайнее смятение и отчаяние, Троице-Сергиев монастырь выступил с горячим призывом к русским людям стать выше личных и сословных интересов и общими усилиями спасти отечество. “Троицкий монастырь стал символом чести родины в глазах народа, превратился в общерусский центр организации отпора захватчикам“. Архимандрит Дионисий принял на себя духовное руководство борьбой с интервентами. Под его началом собранные в его келлии опытнейшие писцы составляли патриотические грамоты, которые рассылались во многие области. До нашего времени сохранился текст одной из таких грамот, посланной из Троицкого монастыря летом 1611 года. В ней говорится: “Православные христиане! Вспомните истинную православную веру, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатию, Святым Крещением, обещались веровать во Святую Троицу; возложите упование на силу Креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтоб быть всем православным христианам в соединении и встать сообща против предателей христианских, Михайлы Салтыкова и Федьки Андронова и против вечных врагов христианства польских и литовских людей. Сами видите конечную от них погибель всем христианам, видите, какое разорение учинили они в Московском государстве; где святыя Божия церкви и Божия образы? где иноки, сединами цветущие? инокини, добродетелями украшенныя? не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием; не пощажены ни старики, ни младенцы грудные. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, чтоб вас самих также лютая не постигла смерть. Пусть служилые люди без всякаго мешкания спешат к Москве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам… хотя бы и были в ваших пределах какия неудовольствия, для Бога отложите все это на время, чтобы всем вам потрудиться для избавления православной христианской веры, пока к врагам помощь не пришла“. |