Якоби, Валерий Иванович. “Ледяной дом“ (1878 г.).
*.jpg, 843×700, 193 Kb
© Премодерируемый клуб: История. Культура. Искусство. (stefania.novak написала) В русской истории есть потрясающие легенды о любви. Вот мнение о царице её современницы, княжны Ксении Долгоруковой: «…Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет – всех головой выше и чрезвычайно толста!» Но не только внешне страшна была Анна Иоанновна. Михаил Алексеевич Голицын родился в Москве, в семье князя Алексея Васильевича Голицына и Марии Исаевны, урождённой Квашниной. Приходился внуком Василию Голицыну, известному фавориту царевны Софьи. В 1689 году вместе с дедом и отцом был отправлен в ссылку, вначале в г.Каргополь, а позже в деревню Кологоры (примерно в 200 верстах от г.Архангельска). Получил хорошее домашнее образование под руководством деда. После смерти последнего, семья была возвращена из ссылки. Впоследствии, Михаил посылался Петром I за границу на обучение, слушал лекции в Сорбонне. После находился на военной службе, вышел в отставку в чине майора. В 1729 году, сразу после смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, пятидесятилетний князь,оставив в России двух детей, отправился путешествовать за границу, чтобы развеять своё горе. Во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения, да так влюбился, что поменял веру ради женитьбы на ней. Это была любовь, ради которой Голицын перешёл в католическую веру. Михаил Алексеевич не придал значения перемене веры, о чём вскоре горько пожалел. В 1732 году супруги с маленькой дочерью вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня весьма строго относится к религиозным вопросам. Поэтому Голицын, тщательно скрывая от всех и иностранку-жену, и смену вероисповедания, тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе. Но на него всё-таки донесли императрице. Государыня, узнав о вероотступничестве князя, в гневе отозвала Голицына в столицу. Его брак был признан незаконным. Жену Голицына отправили в ссылку (есть версия – выслали из страны), а самому ему велено было занять место среди придворных «дураков»-шутов. В 1732-1740 гг. – придворный шут, носивший с 1737 г. прозвище «Квасник» (в его обязанности входило обносить императрицу и её гостей русским квасом). Ледяной дом – одна из своеобразнейших забав императрицы Анны Иоанновны, была придумана камергером А. Д. Татищевым. Специальная маскарадная комиссия под председательством кабинет-министра А.П. Волынского избрала для постройки «Ледяного дома» место на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом [еще в 1733 г. была выстроена на Неве ледяная крепость; постройки изо льда, в смысле курьезов, встречались и в западной Европе].Под её наблюдением и был выстроен дом, исключительно из плит чистого льда, положенных одна на другую и для связи политых водою; он имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот – два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Внешний вид дома и подробное описание его дает С.Н. Шубинский, в книге: «Исторические очерки и рассказы» (СПб., 1893, стр. 121-126). В.А. Нащокин (1707 – ок.1761) в своих «Записках» оставил описание этой свадьбы: «Да тогож 1740 году была куриозная свадьба. Женился князь Голицын, который тогда имел новую фамилию Квасник, для которой свадьбы собраны были всего государства разночинцы и разноязычники, самаго подлаго народа, то есть Вотяки, Мордва,Черемиса, Татары, Калмыки, Самоеды и их жёны, и прочие народы с Украины, и следующие стопам Бахусовым и Венериным, в подобном тому убранстве, и с криком для увеселения той свадьбы. А ехали мимо дворца. Жених с невестою сидел в сделанной нарочно клетке, поставленной на слоне, а прочий свадебной поезд вышеписанных народов, с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, следовал на оленях, на собаках, на свиньях. В опочивальне висели ледяные занавески; матрас, одеяла и подушки тоже были изо льда. В гостиной стояли ледяные часы и даже еда в столовой была вырезана изо льда и выкрашены натуральными красками. Горели намазанные нефтью ледяные дрова и свечи…» По правую сторону от дома стоял в натуральную величину ледяной слон, на котором верхом сидел ледяной персиянин; рядом на земле стояли две ледяные персиянки. Очевидец рассказывает: «Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил». Когда все разместились за праздничными столами, «Зкарманный Ея Величества стихотворец» Василий Тредиаковский – ещё одна невольная жертва этой бесчеловечной потехи, огласил заказанные ему свадебные вирши… На ночь у дверей «ледяного дома» встал караул, чтобы молодые не сбежали из отведённых им покоев. Голицын и Буженинова чудом пережили студеную ночь на ледяной кровати и вышли наутро живыми из этого ледяного ада (литературное предание гласит, что Авдотья Ивановна, подкупив стражу, раздобыла полушубок и тем самым спасла себя и мужа от смерти). Однако Авдотья Ивановна после этого долго хворала и два года спустя умерла после рождения второго сына Алексея. Так жестоко наказан и унижен был князь Голицын за свою любовь. Такие были нравы… Но благодаря его любви человечество увидело Ледяной дворец, который по праву можно было бы назвать одним из чудес света. Смерть императрицы Анны Иоанновны освободила Голицына от его шутовских обязанностей. Новая государыня Анна Леопольдовна запретила «нечеловеческие поругания» над «дураками», навсегда уничтожив в России позорное звание придворного шута. Михаил Алексеевич оставил столицу и перебрался сначала в родовое Архангельское, а после смерти Бужениновой – в купленное им имение в Костентинково. Здесь он женился на Агрофене Алексеевне Хвостовой, от которой прижил трёх дочерей. Голицын прожил в Костентинково ещё целых 35 лет. Он умер в 1778 году, 90 лет от роду. Голицын М.А. после смерти, был похоронен в с.Братовщина, расположенном под Москвой, по старой Троицкой дороге, ведущей из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, Ярославль и далее на север в Архангельск. Историк-этнограф И. М. Снегирёв сообщал, что на церковной паперти Братовщины видел надгробный камень князя, вросший в землю и отмеченный полустёртой надписью. |