Сорокин, Павел Семёнович. “Первые христианские мученики при Св. Владимире“.
*.jpg, 872×700, 90 Kb
К 980–983 гг. относится первая религиозная реформа Владимира I. Князь решил создать единый пантеон богов во главе с Перуном. В Киеве на главном капище были поставлены 6 идолов: Перун – бог грома и молнии; Макошь – богиня плодородия и судьбы; Семаргл – бог огня и луны; Хорс – бог солнечного, жёлтого света; Дажьбог – бог летнего солнца и плодородия; Стрибог – бог ветра. В 983 г., согласно летописи Нестора «Повесть временных лет», в Киеве была предпринята попытка совершения человеческих жертвоприношений. После удачного похода на ятвагов 983 г. было решено бросить жребий и принести в жертву богам юношу и девушку. Жребий пал на сына варяга-христианина, пришедшего в Киев из Византии. Отец отказался отдавать сына и язычники жестоко убили обоих, а дом сожгли. Эти два варяга – Феодор и Иоанн, стали первыми мучениками за христианскую веру. Из «Повести временных лет» «В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом из иных стран. «Здесь же, – думал окаянный, – обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?», не зная, что пророк сказал: «И назову людей не моих моими людьми»; об апостолах же сказано: «По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной – слова их». Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем врага – дьявола, попирая его под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками и праведниками.» |