<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


Глава III.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

§ 35. Массовая культура

Вспомните:

 

 

каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на рубеже XIX–XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?

Массовая культура – важнейшее социальное явление современного общества. Ее продукты, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга – лидер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в повседневную жизнь людей. Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дискуссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в развитии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и многогранна. Она принимает специфические формы. В ней можно проследить разные направления, выделить достаточно автономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явлений и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую. Причины возникновения массовой культуры, присущие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвердилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-классовым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk – народ, lore – знания, мудрость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т.е. народного искусства. Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного исторического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности – идеалы добра, красоты, справедливости, солидарности. Это искусство творилось и в совместном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении многочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Исполняется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фамилий постановщика, хореографа и т.п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н.А. Некрасовым многие считали, что, как только эти факторы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказалась иной. Востребованной широкими слоями общества оказалась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.

Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культуры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хорошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их всегда в обществе большинство, остаются «глухими» к творениям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.

Исследователями замечено, что высокое искусство предполагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформление тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX–XX вв. так называемого массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему производство товаров. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической докуметации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т.д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг – социально значимое свободное время. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т.д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Использование в производстве новых технологий, расширение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании было введено обязательное обучение детей в возрасте 5–12 лет, в конце столетия была отменена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры – массовая литература.

Непосредственные связи между людьми, ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному, отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.

Массовое общество, как отметили многие исследователи, породило его типичного представителя – «человека массы», главного потребителя массовой культуры. Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками – «человек без лица», «человек – как все». В первой половине прошлого века испанский философ X. Ортега-и-Гасет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена – массового человека. Именно с «массовым человеком» связывает философ кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы.

Элитарное меньшинство – те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ничего, для них жить – это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами «массового человека» X. Ортега-и-Гасет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную неблагодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. Посредственности с безудержной жаждой потребления, «варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» – так нелестно характеризует большую часть своих современников философ.

В середине XX в. «массового человека» во все большей степени стали соотносить не с «восставшими» нарушителями устоев, а, наоборот, со вполне благонамеренной частью общества – со средним классом. Понимая, что они не элита общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стандарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы принимаются обществом как нормальные, общепринятые. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «общество массового среднего класса».

Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей, массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену единообразию и унификации приходит подчеркивание особенностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи приходит «индивидуалист» постиндустриального общества.

Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропорядочного простого гражданина» – таков разброс взглядов на «массового человека».

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Термином «массовая культура» охватываются различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. Прежде всего это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы (беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбате-ры, плакаты и т. п.). Кроме того, сюда относятся образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.

Рассмотрим основные особенности массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о ее примитивности. Но облегченность этих произведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Трудность приспособления к непривычной городской среде, монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

Простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массовая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др. Имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять долго.

Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выводу, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги выходят подчас миллионными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, – это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т.е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов – профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. Рынок массовой культуры – это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца. Именно на запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры. Показателями спроса выступают объемы продаж, а также различного рода рейтинги – замеры отношения аудитории к той или иной передаче, программе. Но и продавцы на этом рынке (как на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое потребление. Создавались отрасли производства, обслуживающие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья. При этом качественный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.

В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства – художественного проектирования, зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление даггерротипа и телеграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы. Распространяются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу переводные, а затем и собственной «выделки». У фабричной молодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

Литературные и художественные критики зафиксировали исторический факт – появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудитории. Отмечалось, что меняется социальная ориентация искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков видимым отсутствием здравого смысла и эстетической незрелостью. Например, когда в Москве одновременно проводились две художественные выставки – «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущественно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сюжетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.

В 1920–1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обстоятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и беднейших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества – достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом формирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного общества – уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, создавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы власти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агитационных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трехметровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в огромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».

Можно утверждать, что в 1920–1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По некоторым параметрам она сближалась с западной («голливудской») культурой, по другим – разительно отличалась от нее.

В последующие десятилетия происходили важные социальные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселение коммунальных квартир. Стало развиваться массовое телевещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных – личный автотранспорт. Благодаря этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой – более зависимым от рынка товаров массового потребления.

Возникли и новые формы проведения досуга – туризм, любительская фотография, молодежные и артистические кафе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать неформальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.

Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в глазах населения, хотя власти гневно обрушивались на «мещанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демонстрационного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых московских международных кинофестивалей и промышленных выставок.

Все это позволяет утверждать, что в стране шел активный процесс перехода к массовому, индустриальному, потребительскому обществу.

Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противоположно направленные ценности. С одной стороны, сохраняются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти, а с другой – активно внедряются образцы потребительской рыночной культуры. Наконец, среди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального общества.

Общим в развитии массовой культуры на Западе и в нашей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям развития массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных городах. Реклама в ряде случаев не действует по прямому назначению, не несет потребителю полезную информацию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в расчете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как признаки элитарности. Но в таком качестве они не выполняют своей полезной функции – быть своеобразным средством общественной терапии, сглаживающей противоречия социального неравенства.

Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.

Тем не менее развитие массовой культуры в стране продолжается со всеми обретениями и издержками этого процесса. Постепенно формируется новый политический ритуал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесменов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повседневной массовой культуры.

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интернет – это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой.

Эти каналы получили название средств массовой (поскольку сообщение поступает сразу к большим группам людей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества. У нас их чаще называют средствами массовой информации (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостанции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознаменовался созданием сети Интернет.

С 1970-х гг. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности говорит, в частности, такой факт, описанный в книге социолога Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много километров от ближайших дорог и электрических линий, они заметили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антенной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» – восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ведет к нивелированию культурных различий, утрате культурного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немного, и все они пока выходят на английском языке – языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном деле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называемая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько традиционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. На смену этим изданиям идут развлекательные еженедельники, «мужские» и «женские» журналы.

В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели – это преимущественно «белые воротнички», образованные круги общества. При этом сама серьезная пресса расширяет круг охватываемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей широте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, которой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только исследователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понятно и нам с вами – «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со своим отцом и 20 мин – наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неодинаково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, определенную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей передвижения и, как следствие, общения.

К главным изменениям 1990-х гг., существенно повлиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерческими предприятиями, т.е. они нацелены на получение прибыли. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журналов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни ВИПов», «Светская хроника», «Криминал и происшествия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они занимают более 60% эфирного времени.

Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к печатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи региональных изданий выросли в полтора раза. Все более влиятельными становятся местное радио и телевидение.

А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не наблюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.

СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?

В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.

Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:

1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов – массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

 Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

 Термины: желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.

Проверьте себя

1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры охватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массовая культура в нынешнем ее понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно советской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризуется современный этап развития массовой культуры в нашем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постиндустриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ливы его позицию?

2. Марк Твен дал такое ироническое определение классической (высокой) литературы: «Классика – то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ваше отношение к классике (литературной, музыкальной, изобразительной)?

3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ.

4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы вы добавить в этот перечень?

5. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие – обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.

6. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие полученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%, общественно-политические программы слушают постоянно 23%, концерты по заявкам – 21%, образовательные, научно-популярные программы – 17%, спектакли и драматические передачи – 10%, хит-парады – 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.

7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.

Что ищет в искусстве «человек массы»?

Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнует любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым» как место для прогулки.

Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни… Такие зрители смогут допустить чистые художественные формы, фантазию только в той мере, в какой эти формы не нарушают их привычного восприятия человеческих образов и судеб. Как только эти собственно эстетические элементы начинают преобладать и публика не узнает привычной для нее истории Хуана и Марии, она сбита с толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И понятно: им неведомо иное отношение к предметам, нежели практическое, то есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов.

Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения…

Тот, кто в произведении искусства ищет переживаний за судьбу Хуана и Марии… не увидит художественного произведения как такового… Художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально. Только при одном условии мы можем насладиться Тициановым портретом Карла V, изображенного верхом на лошади: мы не должны смотреть на Карла V как на действительную, живую личность – вместо этого мы должны видеть только портрет, ирреальный образ, вымысел. Человек, изображенный на портрете, и сам портрет – вещи совершенно разные: или мы интересуемся одним, или другим. В первом случае мы «живем» вместе с Карлом V; во втором «созерцаем» художественное произведение как таковое.

Эстетика: философия культуры. – М., 1991.

 Вопросы и задания к источнику:

1) Что, по мысли автора, свойственно эстетическому восприятию произведения искусства широкой публикой? 2) Чем характеризуется подлинное художественное наслаждение? 3) Разделяете ли вы утверждение философа о том, что художественное творение является таковым лишь в той степени, в какой оно нереально? Поясните свою позицию.

<<< Предыдущий раздел

(Оглавление)

Следующий раздел >>>


   

© 2011–2019, Хусаинов Р.Р.

Яндекс.Метрика